Автор: Субетто А.И.
Комитет 300 Категория: Захаров И.С.
Просмотров: 230

30.03.2013 Статья Игоря Захарова «Что с нами произошло – 36», опубликованная в газете «Новый Петербург» от 14 марта 2013 года (№10, с. 4), и являющаяся своеобразным откликом на 150-летие со дня рождения В.И.Вернадского, состоявшееся 12 марта 2013 года, в определенном смысле и симптоматична, и символична. 

Симптоматична в том смысле, что она выражает собой ту «разруху в головах», которая царит в умах значительной части российской интеллигенции, а символична потому, что в ней проявилась антиноосферная сущность рыночно-капиталистического отчуждения человека, который ступил на путь, если не распрощается с основаниями и ценностями рыночно-капиталистического бытия, экологической гибели уже в XXI веке.

Главный посыл статьи Игоря Захарова состоит в том, что учение о ноосфере В.И. Вернадского и его развитие современниками по сущности утопично и противоречит историческим реалиям развития человека, что сам образ «ноосферы» по Вернадскому негативен и демонстрацией этой негативности является Интернет как прообраз «ноосферы», а прообразом ноосферного человека, как следствие, является «Homo Internetus», который «не может ориентироваться в жизни без Интернета», не может «запомнить таблицу умножения», что «попытки властей СССР и РФ создать глобальную и национальную идеологию на базе теории «ноосферы» привели в период развития сразу нескольких революционных глобальных процессов к утопической внешней политике, которой воспользовались политические и экономические конкуренты РФ». Последняя мысль И.Захарова, обозначенная мною в кавычках, для внимательного и умного читателя означает, что теория ноосферы В.И.Вернадского и его последователей, как идеология, якобы взятая на вооружение «властями СССР и РФ», привела к распаду СССР и к тому плачевному экономическому и системно-цивилизационному состоянию, в котором находится Россия и ее народы на постсоветском пространстве.

В статье много ссылок на якобы мировоззренческие позиции В.И. Вернадского (примером может служить мысль И. Захарова: «согласно Вернадскому, человек станет Богом, повелевающим биосферой») без аргументации этих позиций цитированием самого Вернадского.

Давайте разберемся во всем по порядку. Категория ноосферы имеет сложное, многоаспектное содержание, как и положено категории высокого уровня абстрагирования и обобщения. Приведу только несколько определений – прямых или косвенных – ноосферы, выполненных В.И. Вернадским:

- «Мы переживаем в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с выявлением сотни тысяч лет назад Homo sapiens… Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние – в ноосферу»;

- «…научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рассматриваемы как геологический фактор, как проявление организованности. Это науки «о духовном» творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии и логики. Они обуславливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим биологическим процессам – в новое состояние, в ноосферу…»;

- «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние.

В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие… Это переживаем мы и сейчас, за последние 10 – 20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества»;

- «…создание ноосферы из биосферы есть природное явление,

более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого. Это его неизбежная предпосылка. Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества»;

- «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте.

Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование ее функция. Он несет ее собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет»;

- «…понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном соответствии с основной идеей, проникающей «научный социализм»… Широкое распространение социалистических идей способствовало признанию значения научной работы как метода создания народного богатства.

Новые формы государственной жизни создаются реально. Они характеризуются все большим вхождением в них глубоких элементов социалистических государственных структур. Государственная планировка научной работы в прикладных государственных целях – одно из этих проявлений». 

Мною на основе анализа концепции ноосферы у В.И. Вернадского и современного этапа ее развития, в теоретической системе, названной мною ноосферизмом («Ноосферизм», 2001), было выделено несколько смысловых «измерений» содержания категории ноосферы: (1) единство ноосферогенеза и антропогенеза, т.е. начало ноосферного этапа глобальной эволюции биосферы с момента появления «Человека разумного» – «Homo sapiens» – на Земле; (2) ноосферный этап – закономерный этап геологической эволюции; (3) ноосфера – новое состояние или новое качество биосферы, выражающее собой качественный скачок в энергетике хозяйственного воздействия человека на биосферу, обусловленный достижениями научного познания человеком природы и их материализацией в современном технологическом базисе (именно в этом контексте В.И. Вернадский писал об «энергии культуры»); (4) ноосфера – царство разума, оказывающее давление на биосферу, подобного давлению живого вещества в ней (В.П.Казначеев, имея в виду человечество, ввел понятие «монолита разумного живого вещества»); (5) ноосфера – модель будущей социоприродной гармонии, которая требует социальной гармонии внутри социального человечества, внутри общества, которая может состояться только на социалистических началах организации общественной жизни (это означает, что ноосфера на рыночно-капиталистических началах, как будущее человечества, невозможна; В.И. Вернадский так писал: «Мне чужд капиталистический строй… Царство моих идей впереди…»); (6) становление ноосферы есть процесс планетаризации человечества и человеческой мысли (на современном языке этот процесс можно назвать ноосферной глобализацией, выступающей историческим оппонентом рыночно-капиталистической, а вернее – империалистической, глобализации); (7) ноосфера требует планетарной кооперации всего человечества, планетарной кооперации всех этносов (народов) на Земле, при сохранении их разнообразия, разнообразия культур, национальных государств и локальных цивилизаций, по крайней мере – в ближайшей будущей истории (и в этом контексте ноосферная глобализация отрицает унификационно-глобалистский, мондиалистский «образ» глобализации, в своем предельном варианте запечатленный в «цивилизации Рынка» или в «строе Денег» Жака Аттали, в котором «оденьженный человек» превращается в «неокочевника», совокупность которых образует «серую расу»); (8) «Ноосфера будущего» подразумевает постепенный переход человечества на автотрофную стратегию развития, снимающую чрезмерное хозяйственное давление на живое вещество биосферы, на биологическое разнообразие (при этом, категория автотрофности расширяется, меняется ее физико-химическое наполнение, по отношению к тому, как думал В.И.Вернадский в начале 20-х годов ХХ века); (9) «Ноосфера будущего»  это управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества, при этом сам «образ» управления меняется, с учетом достижений системогенетики и гомеостатики, а именно,  речь идет об управлении социоприродной эволюцией при соблюдении «законов-ограничений» (например, «закона компенсаторной функции биосферы» А.Л.Чижевского, законов Бауэра-Вернадского и др.), выражающих собой действие гомеостатических механизмов Биосферы и Планеты Земля как «суперорганизмов».

Как видно, из перечня этих 9-и смысловых «измерений» содержания категории ноосферы, современное представление о ноосфере, в том числе представление о ноосфере самого В.И.Вернадского, далеко от «поверхностного» взгляда на нее, который был представлен в статье Игоря Захарова.

Если же вести речь о переживаемой нами эпохе, то в моей оценке – она и трагична, и судьбоносна для будущего всего человечества. Человечество вступило в эпоху не только глобального экологического кризиса, но и перешагнуло «порог», по моей оценке, первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. По модельным оценкам А.П.Федотова («Глобалистика», 2002), двойной коллапс – внутри человечества вследствие социальной капиталогенной поляризации (между «богатым» меньшинством и «бедным» большинством; по модели 20%:80% мировой финансовой капиталократии – 80% населения на Земле «лишние» и потихоньку в течение XXI века должны быть «устранены» с поверхности Земли, освобождая «пространство жизни» для «золотого миллиарда») и между Биосферой и человечеством – наступит в 2025±5 году. Это означает, что мы, т.е. человечество, вступили в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, процессы которой будут находиться под «диктатурой» императива выживаемости человечества, который может быть реализован в единственной форме – форме перехода к ноосферному экологическому духовному социализму (в 2011 году я основания для такой стратегии представил в «Манифесте ноосферного социализма»), как социальному строю, обеспечивающему управление социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и образовательного общества и соблюдающему требования закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем (непрерывного образования) в обществе.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома по своему названию, означает, что мы переживаем историческую эпоху, которой, по напряженности трагизма и по опасности для жизни всего человечества, не только как цивилизации, но и биологического вида, аналогов в прошлом не имеет. Речь идет не просто о смене общественно-экономических формаций в формационной логике К.Маркса, не просто о смене «индустриального общества» «постиндустриальным» или «информационным» обществом (по Кастеллсу – «сетевое общество», появилось понятие «общество знаний» и т.д., и т.п.) по схемам западных мыслителей, а о смене парадигм Историй. Наступили экологические Пределы не только рыночно-капиталистической форме хозяйствования и бытия человеческих обществ на Земле, но всей «стихийной» или «спонтанной» парадигме исторического развития – развития «методом проб и ошибок» (по закону, который Ф.М.Достоевский назвал в своем «Дневнике писателя» в XIX веке законом «искажения великодушных идей»).

Наступили роды действительного человечества и действительного разума, которые могут состояться только как ноосферные, т.е. несущие в себе ответственность за сохранения всего разнообразия форм жизни на Земле, т.е. за устойчивость той окси-биосферы («окси»

– кислородной), в лоне которой закономерно и появилось человечество в форме разумного живого вещества, т.е. как Разум жизни.

Если вернуться к гениальной догадке В.И.Вернадского об эволюционном значении человечества, и соответственно – его разума, как функции Биосферы («Его существование ее функция»), то ноосферный этап, как этап становления человеческого Разума в лоне Биосферы, предстает и как этап становления социоприродного управления, которое в контексте Ноосферы – нового качества Биосферы, где человеческий Разум (человечество) – «ее функция», обретает смысл эволюционного самоуправления.

Тут нужно осмыслить, с этих позиций, и категории интеллекта и разума.

Выполненные мною обобщения эволюционных теорий показывает, что любая прогрессивная эволюция, т.е. эволюция, сопровождающаяся ростом сложности и кооперативности эволюционирующих систем, демонстрирует тенденцию «сдвига» от доминанты закона конкуренции и механизма отбора к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта. При этом, в эволюционном определении интеллект противостоит отбору, он есть опережающая обратная связь (на языке кибернетики), т.е. управление будущим, обеспечивающее выживание системы независимо от динамики изменений «среды жизни». Именно в этом контексте вся космогоническая эволюция Вселенной, частью которой является Солнечная система, планета Земля и оболочка жизни на Земле, а в рамках ее – человечество, подчиняется закону «оразумления».

И человеческий Разум появляется не случайно.

Разум есть высшая ступень развития человеческого интеллекта. Общественный интеллект (коллективный Разум общества) есть управление будущим со стороны общества как целого.

Но чтобы это происходило, он должен быть этическим разумом, обеспечивать продолжение жизни на Земле. Именно в этом определении заложена демаркационная линия между «Разумом» и «Анти-Разумом» (см. мою работу «Разум и Анти-Разум», 2003). Анти-Разум есть эволюционно самоуничтожающийся «разум».

В моем определении «коллективный разум» мировой финансовой капиталократии, защищающий свой «Строй Денег», есть «Анти-Разум», ведущий человечество в «пропасть» экологической гибели.

Трагизм Эпохи Великого Эволюционного Перелома состоит в том, что силы этого «Анти-Разума» велики, они и образуют, то что можно назвать антиноосферными силами современности.

Все, что описывает И.Захаров в своей статье – это есть раскрытие антиноосферных сил современного глобального империализма строя мировой финансовой капиталократии, и к Вернадскому и к истинному ноосферному научно-образовательному движению в России, к сложившейся российской ноосферной парадигмальной научной школе, это не имеет никакого отношения.

«Революции», описанные И.Захаровым, на другом понятийном языке, а именно языке теории капиталократии и глобального империализма, проанализированы и мною в работах «Капиталократия» (2000), «Ноосферизм» (2001), «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива» (2006), «Капиталократия и глобальный империализм» (2008). Здесь у меня имеется значительное совпадение со взглядами И.Захарова.

Проблема состоит не в фиксации этих «революций», а в понимании их места в современной эволюции капитализма как строя капиталократии.

Проблема состоит и в том, что строй капиталократии, в форме Глобальной Капитал-Мегамашины, осуществляющей капиталорационализацию всего и вся, капиталорационализирует человека, превращает его в свой «придаток», в своеобразного «капиталоробота», мотивом которого становятся деньги и только деньги, т.е. прибыль, нажива, «цифровые ценности» (по Дж.Соросу), и где разуму места уже не остается. Н.А.Бердяев в 1918 году записал свое гениальное прозрение: «своекорыстие таит в себе безумие».

Анти-Разум есть на самом деле «безумие» капиталорационализированного «разума» капиталократии. И вся трагедия состоит в том, что он может погубить человечество, если ему не противостоять.

И это противостояние разума и гуманизма, за которым в концентрированном виде предстает итог духовно-гуманистической истории человечества, рыночно-капиталистическому Анти-Разуму – нарастает.

Наследие В.И.Вернадского в Эпоху Великого Эволюционного Перелома приобретает новые основания и новые смыслы, получает развитие в форме становления Ноосферизма как новой, ноосферной научно-мировоззренческой системы и как осуществляющегося уже, благодаря усилиям мощного отряда ученых России и в целом стран СНГ, ноосферно-ориентированного синтеза наук.

Живет только то, что развивается.

 

Это касается и учения о ноосфере, становящихся биосфероведения и ноосфероведения, в каком-то смысле предстающими современным развитием мироведения Н.А.Морозова и его научной школы (активно-разрабатываемого в первой трети ХХ века).

В.И.Вернадский – ноосферный гений, ученый-энциклопедист, мыслитель поистине всемирно-исторического масштаба, значение которого для будущего еще только начинает осознаваться. И в этом смысле он живет среди нас, он – наш современник, с которым можно вести вневременной диалог.

Ноосферное становление «человека XXI века» – это преодоление собственного отчуждения и от самого себя, от жизни, и от средств созидания, средств труда, порождаемого рыночно-капиталистической формой устроения жизни.

Преодоление отчуждения от себя и от Природы – и есть истинное освобождение человека, превращение его в истинного субъекта Истории. Противоречие между Трудом и Капиталом, как основное противоречие в развитии капитализма, переросло в противоречие между Человеком и Капиталом. Речь идет о его разрешении в XXI веке в пользу человека.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это ведь и Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма, Эпоха расставания с «онтологической ложью» (понятие В.Г.Комарова) Истории, порождаемой капитализмом, – и материализованной в первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.

То, с чем борется с таким сарказмом Игорь Захаров, есть «онтологическая ложь» капитализма и рынка, окутавшая отчужденного человека в свой «кокон». 

И еще. Примеров отчужденной техники, воюющей против человека, в мире капиталократии, несть числа.

И Интернет, и фармакопея, и генная инженерия (поступившие «сигналы», что Уго Чавес является жертвой применения «ракового оружия», т.е. применения вирусов, прививающих рак организму; технологии здесь могут быть различные, в том числе и в форме «виртуальных технологий» переноса голограмм онкогенов или «онковирусов»), и любые достижения техники, – превращаются в оружие, несущее смерть и болезни человеку. Об этом писал еще В.И.Ленин, когда говорил, что социализм впервые создает условия, когда достижения научной и конструкторской мысли будут работать на созидание и улучшение жизни человека и общества, а не на разрушение и порабощение человека.

Ноосферизация техносферы человечества требует ноосферного экологического духовного социализма!

Очеловечивание мира человека лежит через ноосферный экологический духовный социализм! 

Что требуется от человечества?

Стать истинным человечеством, т.е. человечным, гармоничным, планетарным сообществом людей. И не надо смеяться над мыслью, и мечтой одновременно, советского человека, заключенной в песенной строчке «и хлеба горбушку – и ту пополам».

Будущее – за законом Кооперации, за дружбой народов, за миром без войн и насилия! А иначе, – если мы будем принимать то, что творится на наших глазах, в жизни и средствах массовой информации за норму бытия, и думать, что мы такие «от природы», а не сфабрикованы Капитал-Мегамашиной, – нас не будет, Природы расстанется с нами, как неудавшимся «пробным существом» (по мысли Ф.М.Достоевского).

Беда современного ума – все упрощать. А мир сложен. Причем сложность его возрастает. Капитал-Мегемашина – это «машина» капиталогенного упрощения, которое Природа отрицает. Преодоление «барьера сложности» требует ноосферного прорыва в мышлении, разуме, науке, культуре, образовании, экономике, в духовно-нравственной области.

Негативный прообраз «ноосферы» Игоря Захарова в его статье – это прообраз антиноосферной – рыночно-капиталистической гибели человека на Земле, становящегося все более и более неадекватным Природе, негативным экологическим последствиям от собственной хозяйственной деятельности.

Сама статья И.Захарова еще раз продемонстрировала необходимость становления ноосферного образования в России. 

 

А.И. Субетто

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162090.htm