В XXI веке произошло стирание границ между войной и миром. Появились различного рода теневые, гибридные, асимметричные войны, скрытые конфликты и т.п. Всё чаще используют термин «мировойна».
Поскольку границы между войной и миром стёрлись, то сегодня национальную безопасность рассматривают с точки зрения семи сфер противоборств и пяти полей боя. Так, в Стратегии национальной безопасности США 2015 г. выделяются именно такие поля и сферы. Соответственно именно по этим направлениям США и их союзники навязывают жёсткое противоборство своим конкурентам и противникам.
Если мы внимательно рассмотрим семь сфер противоборств и пять полей боя, везде можно увидеть информационную составляющую. Информация есть везде, поэтому каждый под термином «информационная безопасность» понимает своё. Существуют, однако, три различные сферы, в которых информация играет определяющую роль.
Первая сфера – это сфера телекоммуникаций, где информация выступает как сигнал. Главные процессы здесь – передача, обработка и хранение данных. Сигналы могут передавать и принимать как различного рода устройства, так и люди. Это мир хакеров, мир баз данных, провайдеров и т.д. Этот аспект информационной безопасности мы будем называть сетевой безопасностью.
Вторая сфера – это информация как контент. Здесь отправителями и получателями информации являются люди. Информация имеет вид текстов, видео, аудио-сообщений и т.д. Это та информация, с которой мы встречаемся каждый день как пользователи или авторы интернета. Это сфера информационных войн, рекламных и пропагандистских кампаний. Данный аспект информационной безопасности будем называть контентной безопасностью.
Третья сфера, которую в популярной литературе почти не обсуждают – это сфера человеческого поведения. Здесь информация важна не как сигнал и не как смысл сообщения, а как причина для каких-либо практических действий человека. Это мир поступков, тех или иных действий. Мир Надж (англ. nudge – толкнуть локтем, подтолкнуть, тж. навести на мысль). Этот аспект информационной безопасности мы будем называть поведенческой безопасностью.
Мы затронем только вторую и третью сферы – контентную и поведенческую. Первая сфера – сетевая безопасность – вотчина специалистов по информационной безопасности, как её понимают в IT-индустрии программисты, разработчики, хакеры и т.д. Если говорить кратко, эта сфера, где противоборствующие стороны стараются технически нарушить каналы передачи информации, затруднить или изменить алгоритмы её обработки, украсть, повредить либо изменить информацию в местах её хранения.
Рассмотрим контентную безопасность и меры по её защите. Важно понимать, что суверенитет в электромагнитной среде поддерживать труднее, чем привычный (географический) суверенитет. В электромагнитной среде нет границ как таковых, поэтому трудно обеспечить их физическую охрану.
Обеспечение контентной безопасности является важнейшей задачей государственной политики и патриотических сил любой страны. Решение этой ключевой задачи достигается за счёт задействования совокупности факторов и инструментов, из которых важнейшими являются следующие
1. Принадлежность поисковых инструментов и социальных сетей. Подавляющее большинство интернет-пользователей продолжают заходить на сайты при помощи поисковиков. Поисковик – своего рода трасса: пользователи попадают именно туда, куда хотят их направить владельцы поисковика. Поэтому первый важнейший пункт контентной безопасности – принадлежность поисковиков. В этом смысле Россия и Китай находятся в уникальном положении: только в этих двух странах Google не является главным поисковым инструментом.
Такая же ситуация и с социальными сетями. Здесь у России есть собственные мощные социальные сети, прежде всего ВКонтакте и Одноклассники, которые по количеству пользователей и по их активности превышают масштаб соответствующих американских сетей.
2. Ещё один элемент информационного суверенитета – это компьютерные игры. Во всём мире происходит процесс «геймификации». Уже многие люди учатся, познают реальность, развлекаются и даже формируют жизненные установки и ценности через компьютерные онлайн-игры. Соответственно, кто их производит – тот и хозяин аудитории. В мировой табели о рангах игровые российские компании занимают очень приличные места.
Всё, что было сказано об играх, целиком относится и к телевидению. Помимо производителей сериалов, хотелось бы отметить телеканал Russia Today. Известно, что он вошел в число пяти наиболее активно просматриваемых видео-новостных каналов американского интернета и видеонета многих европейских стран.
Почему это важно? Широкополосный дешёвый интернет изменил правила игры в глобальной паутине. Если вообще информация в интернете удваивается каждый 2,5 года, то объём видеофайлов удваивается каждые шесть месяцев.
Информационная безопасность в текстовой сфере предполагает соблюдение нескольких обязательных требований:
Что такое поведенческое противоборство? Классические информационные противоборства в виде информационных войн или психологических войн предполагают, прежде всего, убеждение аудитории. В конечном счёте, именно в этом состоит задача агитации, пропаганды, PR и т.п.
Однако человек – сложная система. Как установили психологи, социологи, специалисты нейронаук, в различных ситуациях от 50 до 90% своих действий люди осуществляют «автоматически». Это открытие и положено в основу поведенческих противоборств. Не надо людям ничего объяснять, убеждать, изменять ценности: необходимо просто воспользоваться имеющимися у них привычками, стереотипами, склонностью выбирать наименее энергозатратный и простой путь достижения целей – в собственных интересах тех, кто ведёт противоборство.
Поведенческие варианты противоборства базируются на трёх китах.
И ещё один, очень характерный факт. Руководителем рабочей группы по реформе АНБ (NSA, National Security Agency), самой мощной организации США по собиранию, хранению и обработке данных со всех цифровых платформ, был уже упомянутый Касс Санстейн, который к этому времени уже ушёл с государственной службы.
Кто предупреждён – тот вооружён.
Ларина Е.С.
http://www.seminarium.narod.ru/moip/lib/sociobiology/nudge.html