Автор: Аганин А.
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 4000

12.01.2018 Что же было ещё раньше на нашей земле? 

 

1.

На части территории современной России проживали в начале новой эры венеты.

Восточные венеты, упоминаемые в древних хрониках как венеды, венеты (лат. venedi, venethae, venethi; греч. ούενέδοι), иногда энеты (лат. veneti, греч. ενετοί), в германском произношении – венды, винды (нем. Wenden) – племенная группа, известная до VI века и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы – от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Опираясь на эти источники, многие исследователи считают венедов непосредственными предками древних славян VI – VIII веков (вендов, склавен и антов.

 

Восточные венеты (Venedi) в 125 году н.э.

Восточные венеты, возможно, имеют общее происхождение с ещё более древними южными венетами, а также с кельтскими западными венетами и, в результате смешения с германскими племенами, с венделами.

Наиболее ранние известия о венедах восходят к концу I – II веков н.э. и принадлежат римским писателям – Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию, хотя по-видимому о венедах упоминал ещё Геродот в V веке до н.э., когда писал о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов).

Согласно Плинию (I век), венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы. Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов).

Спустя полвека Тацит помещает венедов на территории между рекой Вистула (Висла) и эстиями (зстами). Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того, что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне».

По имени венедов Птолемей Клавдий (II век н.э.) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты – Венедскими горами. Соседями венедов он называет племена сармат, феннов, галиндов (голядь) и гутонов.

На Пейтингеровой карте, редактировавшейся с I века н.э. по V век н.э., венеды локализуются в двух местах, первый раз (как Venadi) с севера Карпат, второй (как Venedi) в низовьях Дуная (в районе ипотешти-кындештской культуры).

Готский историк Иордан в своем повествовании «О происхождении и деяниях гетов (Гетика)» (551 год н.э.) так описывал места проживания венетов [венедов]:

«…У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [Днестра], и на север – до Висклы [Вислы], вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих [племён] – распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там где Понтийское [Чёрное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов».

Там же, у Иордана упоминается, что во времена остроготского [остготского] короля Германариха (умер в 375 или 376 годах н.э.), племя венедов было подвластно ему наряду с другими праславянскими племенами:

«…Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, – именно при перечислении племен, – происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха».

Некоторые авторы XIX века (например, славянофил А.С. Хомяков), ссылаясь среди прочего на хрониста XII века Гельмольда, который в своей «Славянской хронике» пишет:

«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются».

Между тем, эти три народа занимали единую территорию в центре Европы и могли быть связаны между собой. Адриатические венеты ещё во II тыс. до н.э. были связаны с регионом южной Прибалтики янтарным путём.

Древнерусская летопись «Повесть временных лет» и средневековые литовские легенды о Палемоне связывают происхождение своих народов с регионом Норик, где жили иллирийские венеты:

«…По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть суть славяне».

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа, описанная в книге Прокопа Слободы:

«Хорошо знаю, что известно многим, но не всем, как некогда из этой крапинской местности, по исчислению Петра Кодицилюса и многих других, в 278 году, ушёл очень знатный вельможа Чех с братьями своими Лехом и Руссом, а равно со всеми своими приятелями и родом, из-за того, что они не могли уже переносить те великие нападки и притеснения, которые делали им римляне, а особенно начальник римских войск Аврелий, который охранял Иллирию вооруженной рукой и настолько притеснял его род, что Чех со своими поднял против него восстание и вывел его из числа живых. И вследствие этого, боясь могучей руки римлян, покинул Крапину, своё отечество. Целых 14 лет служил он с Салманином, с сыном Цирципана, в то время правителя и будущего вождя богемского народа…».

Содержание этой легенды полностью согласуется с римскими хрониками, которые повествуют о восстании Марка Аврелия Кара в Норике и Ретии в 282 году н.э., в результате которого восставшими был убит римский император Марк Аврелий Проб и власть перешла к Кару.

По мнению С.Л. Николаева, все эти этнонимы восходят к одному этнониму (*wenət-), первоначально принадлежавшему какой-то одной западноиндоевропейской группировке.

Российский археолог М.Б. Щукин предполагает существование в начале н.э. связи между венетами адриатическими, и венетами прибалтийскими, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается некоторыми археологическими находками.

Л. Нидерле был решительным сторонником отождествления славян и венедов:

«Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во-первых, их места обитания в I – II веках н.э. совпадают с местами обитания славян в VI веке. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во-вторых, и это очень важный довод, – наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноимённых немецких деревень, обозначались в отличие от них windich или wendich. Наконец, Иордану, историку VI века, первым давшему очерк начала истории славян, известно, что наименования «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа; он употребляет эти названия попеременно, из чего можно заключить, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами».

В самом деле, историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» указывал тождество между венедами, антами и склавинами. Кроме Иордана, венедов со славянами отождествляли и латинские писатели VII – VIII веков: в хронике Фредегара (VII век) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 года: «Славянами, называемыми венедами», «Славяне, которые известны как венеды». Иона из Боббио, живший в VII веке, в своем житии святого Колумбана писал: «Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)…». Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своём письме (датируемое 790 годом): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…».

Многие исследователи утверждают, что этноним «венеды» сохранился в однокоренном наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи», др.-еврейск. Wnntit).

По мнению ряда исследователей, имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. В частности, отмечаются сходства конструкции некоторых типов построек, а также параметров черепов из захоронений у полабских славян и новгородских словен.

Память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское – «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь, Россия); эстонское – «Venelane» (русский), «Venemaa» (Россия), «Vene» (Русь); карельское – «Veneä» (Русь).

Противниками отождествления венедов и славян использовался в конце XIX века буковый аргумент, согласно которому прародина славян располагалась восточнее предполагаемого места обитания венедов, однако, по новейшим данным палеоклиматологии, в первые века нашей эры климат в Европе был значительно более мягким, чем в XIX веке, и ареал распространения бука отличался от современного.

С венедами связывают поморскую культуру, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с лужицкой культурой.

Существует гипотеза, что под влиянием германцев в рамках пшеворской культуры часть венедов могла подвергнуться германизации и образовать этнос вандалов, а другая – войти в состав славянской народности.

В более поздний период, в V – VI веках, с венедами связывают дзедицкие древности на западе.

По предположению российского археолога М.Б. Щукина, в начале н.э. существовали связи между венетами адриатическими и венетами прибалтийскими, заселявшими в то время Самбийский полуостров (устье Немана) и являвшимися носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается некоторыми археологическими находками.

Ряд авторов связывают имя венедов с легендарным народом ванов из германской мифологии.

Существует также гипотеза, связывающая этноним венеды с кельтами или иллирийцами. Этноним венеды известен на побережье Адриатики. Современная итальянская провинция Венето и город Венеция названа по имени народа венетов. Кроме того, о венетах в Галлии (современная Франция) сообщает Юлий Цезарь. То, что кельты (галлы) сформировались как народ в бассейне Дуная, было известно ещё Страбону. Следовательно, этноним венеды или венеты был первоначально характерен для жителей Карпато-Дунайского бассейна. Позднее, с миграциями кельтов, венеты появляются на территории Франции. Однако археологические данные свидетельствуют и о миграциях кельтов на территорию Польши. Позднее кельты на территории Польши были ассимилированы носителями пшеворской культуры, но влияние кельтов на пшеворскую культуру было очень сильным. Тацит, описание Германии которого относится как раз ко времени существования севернее Карпат на территории Польши пшеворской культуры, пишет о живущих здесь различных племенах лугиев. Луг – это бог солнца у кельтов, следовательно Тацит называет пшеворские племена кельтским именем. В древности часто бывало, что имя прежних обитателей данной местности было перенесено на новое население (например, пруссы и пруссаки). То есть можно предположить, что, по крайней мере, часть южных племен пшеворцев могла получить среди германских народов имя венеды. Впоследствии, когда пшеворцы переселились на Волынь (некоторые исследователи даже обосновывают появление названия города Луцк с его в прошлом кельтским происхождением, также как и городов Лион и Лондон, происходящих от имени бога Луга (ирл. Lugh)) и Приднестровье, это имя было как-то связано с ассимилировавшими их славянами. Это объясняет тот факт, что Иордан, который пользовался готскими источниками, считает венедов славянами, в то время как византиец Прокопий из Кесарии, писавший в это же время о славянах, ничего о венедах не пишет. Венедами могли называть пшеворцев, а впоследствии и славян, готы. Именно поэтому это имя закрепилось в немецком языке за западными славянами в форме «венды», а от них попало к эстам и карелам в форме «вене»

2.

Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племён, племена восточных славян, объединения восточных славян) – форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Образование союзов – этап на пути складывания государственности восточных славян. Говоря о «союзах», в данном случае историки подразумевают, что они были сложными образованиями и носили уже не родовой, а территориально-политический характер.

В «Повести временных лет» данные объединения ретроспективно именуются «княжениями»: «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане». То есть имеющими наследственную княжескую власть. Термин «племя» по отношению к ним в летописях не употребляется.

Предки восточных славян по мнению различных историков могли входить в союзные племенные организации, упомянутые авторами второй половины I тыс. до н.э. – первой половины I тыс. н.э.

 

Общности восточнославянских племен по материалам книг доктора исторических наук В.В. Седова

 Венеты (энеты, венеды) – гипотетическое объединение древнеевропейцев (предков славян и других народов) в I тыс. до. н.э. – начале I тыс. н.э. в Центральной Европе (река Висла, южное побережье Балтийского моря) и славяне (венеты, венеды). Этноним в соответствующей географической привязке упоминается древнегреческими (Гесиод) и древнеримскими авторами (Плиний, Птолемей, Тацит), сопоставляется археологами, в частности В.В. Седовым, с рядом археологических культур: лужицкой, пшеворской и прочих. В первой половине I тыс. н.э. венедами называют «многочисленных» предков славян, расселившихся на просторах Центральной и Восточной Европы, от которых произошли славянские племена, в частности, склавины и анты (известие Иордана, VI век). «Повесть временных лет» сохранила предание о западном происхождении радимичей и вятичей («от ляхов»), а название вятичей может восходить к этнониму венетов (хазарский царь Иосиф называет вятичей в своём письме именем «В-н-н-тит»).

Сколоты («скифы-пахари») – союз четырёх скифских племён VII – IV веков до н.э., в который по мнению Б.А. Рыбакова, входили предки восточных славян. Сколоты, в свою очередь, входили в более сложную племенную организацию, подчинявшуюся вместе с другими восточноевропейскими племенами скифам-кочевникам. Геродот упоминает договоры между племенами Скифии для совместной защиты при описании скифо-персидской войны 512 года до н.э. В период с III века до н.э. потомки «сколотов» (носители зарубинецкой археологической культуры) находились в союзнических или зависимых отношениях с сарматами, вытеснивших скифов из Причерноморских степей. Носители зарубинецкой культуры рассматриваются как полиэтническое балто-славнякое население и как одни из предков восточных славян, в частности, как предки северян. «Повесть временных лет», рассказывая о племенах восточных славян, упоминает, что греки называли славян, в частности тиверцев и уличей, «Великая Скифь». По мнению В.В. Седова названия антов и племён хорватов, сербов и северян (северо) имеют иранское (скифо-сарматское) происхождение.

«Держава Германариха» – объединение восточноевропейских племён под властью готов в III – IV веках н.э. в Северном Причерноморье, в которое входила и часть предков восточных славян (венеты – возможно, предки антов). Иордан пишет: «Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, – именно при перечислении племён, – происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха». Археологически сопоставляется с черняховской культурой. В «Слове о полку Игореве» (XII век) упоминаются песни причерноморских готов, в которых говорится о «времени Бусовом», возможно, речь идёт о столкновении готов и антов в 375 году н.э., в результате которого погиб антский князь Бож. Отмечается возможно славянская основа имён готских вождей Ведуко (III век) и Витимира (IV век). Историки считают, что название племени дулебов имеет германское происхождение.

«Гуннская империя» Аттилы – объединение племён Центральной и Восточной Европы IV – V веков н.э. под властью гуннов, в которое входили и предки славян: анты и дунайские славяне. Славянское население «империи» Аттилы представляло собой оседлое земледельческое население и воинов. Распад империи стимулировал миграцию славян и образование союзов склавинов, венедов и антов. «Повесть временных лет» передаёт легенду о борьбе полянского князя Кия с населением берегов Дуная. Очень популярна точка зрения о тюркском (гуннском) происхождение имени Кия и города Киева. Предполагается, что в «Слове о полку Игореве» имя гуннов передаётся этнонимом «хинове».

Также историками предлагались версии о вхождении предков славян в союзы роксолан (гипотетические «росы» и аланы; «росомоны» Иордана) и дако-гетов, однако популярностью эти теории не пользуются.

Характер перечисленных объединений племён изучен плохо, а участие в них предков восточных славян в качестве племенных субъектов носит гипотетический характер.

В конце V – VII веках славяне делились на склавенов, венедов и антов, в которых можно видеть союзы племён. Территориально восточным объединением были анты, занимавшие земли между Днепром и Бугом. Восточные славяне являются потомками не только антов, но и венедов и склавенов, так как в эпоху великого переселения народов население Европы было очень подвижным.

Иордан пишет о славянах в середине VI века: «Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами».

«Повесть временных лет» подтверждает сведения Иордана: «От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели». Таким образом, склавены и анты объединяли под своим именем ряд родоплеменных групп.

Историки отмечают, что славянские племена, селившиеся в VII – IX веках в различных ареалах Восточной и Центральной Европы, часто имели схожие названия, среди них: северы, хорваты, сербы, дулебы, смоляне, дряговичи, поляне, словене. На этот счёт имеется две точки зрения:

Названия образовались самостоятельно по одной языковой схеме на разных территориях (дреговичи и драгувиты – от «дрягва» (болото), ср.- белорус. «дрэгва», украин. «дряговина»; поляне).

Некогда такие племена составляли единое праславянское племя, впоследствии в результате великой славянской миграции начала средневековой поры расчленённое и разбросанное по разным регионам (дулебы, смоляне, хорваты).

2.1.

 «Повесть временных лет» связывает происхождение славянских племён с дунайскими славянами, то есть со склавинами (склавенами, склавами): «Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю». Склавины отождествляются с носителями пражско-корчакской культуры. Иордан (VI в.): «Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсианским, до Днестра, а на север — до Вислы». По летописной легенде ильменские словене переселились с Дуная на о. Ильмень и «назывались своим именем» (в термине sclaveni звук «к» считается вставным, то есть название народа звучало как «славены», «словене»).

2.2.

В истории антов выделяют ряд периодов:

От возникновения союза антов до гуннского нашествия (II век н.э. – 376 год н.э.). Археологи отождествляют антов данного периода с верхнеднестровской и подольско-днепровской группами памятников черняховской культуры. Из сочинения Иордана известно имя антского князя Божа (Буса), который возглавлял антскую дружину. В его окружении названы 70 антских «вельмож» и сыновья, что может говорить о появлении института наследственной власти.

От падения империи Аттилы до нашествия авар (конец V века н.э. – 560-е годы н.э.). Управление союзом этого периода характеризуется «демократией», при которой важнейшие решения принимались советом антов (вечем). Археологи отождествляют антов конца V – VII веков н.э. с пеньковской археологической культурой.

От нашествия авар до распространения на Среднее Поднепровье власти хазар (560-е – 670-е годы н.э.). Наличие внешней угрозы повлекло усиление власти военной знати над славянскими племенами: сыновья Идаризия – Мезамир и Келагаст, Даврит, Мусокий и другие. Последнее упоминание антов относится к 602 году. Последней крупной акцией антов («тавроскифов») обычно считают совместную с аварами осаду Константинополя в 626 году. У поздних авторов, таких как Георгий Афонский, митрополит Афанасий (в Степенной книге) и некоторых других, восточнославянские участники осады отождествляются с русью.

Союз антов управлялся вечем и князьями, вёл самостоятельную внешнюю политику, имел обычное право, распространявшееся только на антов, имел союзное ополчение. Во главе союза мог стоять один князь, обозначавшийся особым титулом, власть которого носила наследственный характер.

В VI – VIII веках восточные славяне часто упоминаются вместе с хазарами, что оценивается историками как свидетельство об их союзных и, затем, даннических отношениях.

2.3.

В «Повести временных лет» рассказывается предание о князьях племени полян, которое имеет много общего с историей антов. Поляне переселялись с места на место: их родина – Дунай, своё имя они получили от того, что «сидели в поле», затем они обосновались на днепровских «горах» и вновь пытались закрепиться на Дунае. Племя полян состояло из нескольких родственных «родов», управлявшиеся собственными главами. По легенде братья Кий, Щек и Хорив объединили свои роды под властью князя Кия, возглавлявшего дружину, и находившегося в союзных отношениях с византийским императором. Центром племени полян стал город Киев, основанный братьями. Он играл роль вечевого и религиозного центра. В племени установилась княжеская династия: «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян»,

В «Повести» имеется и указание на существование во времена князя Кия союза между восточнославянскими племенами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Позже этот союз распался на отдельные племенные «княжения» и «стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди». Киевское вече, состоявшее из военной знати, приняло решение о подчинении полян хазарам и выплате им дани.

В «Повести временных лет» с легендой о Кие связан вопрос об истоках Русской земли, а поляне напрямую отождествляются с народом русь X – XII веков.

2.4.

«Повесть временных лет» рассказывает о борьбе племени дулебов с аварами (обрами) (560-е – VIII век): «В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов – сущих славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырёх или пять жен и везти его – обрина, – и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, – их же нет ни племени, ни потомства».

Средневековыми письменными документами зафиксировано проживание дулебов на Волыни, в Чехии, на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой, а также в верхнем течении реки Дравы. В.В. Седов считает дулебов древним племенем, которое расселилось в VI – VII веках в ареале пражско-корчакской культуры (склавины).

В «Повести временных лет» сказано, что дулебы жили по Западному Бугу, где «ныне волыняне», а также говорится, что бужане были прозваны так потому, что «сидели по Бугу», а затем они «стали называться волынянами». Историки по-разному объясняют это место летописи. Одни видят в бужанах и волынянах IX – X веков потомков дулебов VI – VII веков. Другие видят в волынянах собирательный политоним, происходящий от названия одного из червенских городов Волынь, и обозначающий союз нескольких племён.

Арабский автор Масуди (X век) рассказывает о волынянах следующее предание: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались… Мы уже выше рассказывали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя».

Историки сопоставляют Маджака со славянским вождём Мусокием (590-е годы). Феофилакт Симокатта упоминает «подданных Мусокия, называемого на языке варваров риксом». «Риксами» названы славянские правители и у Маврикия. Историки употребляют этот германский термин по отношению к славянским вождям с оговорками. Титул «рикс» означал главу военно-территориального союза. Полагают, что в подчинении Мусокия были другие вожди славян, например, Ардагаст.

Таким образом, в конце VI – начале VII веков на Волыни, Побужье, Верхнем Поднестровье возникает политическое образование, которое историки называют «держава волынян». Для борьбы с аварами мог возникнуть союз волынян включавший различные племена (дулебов, бужан и других). При раскопках в районе города Волыни найдены предметы VII века, указывающие на наличие военной прослойки в местном славянском обществе.

В.В. Седов на археологических материалах доказывает реальность модели, описанной Масуди, говоря о роли дулебов в формировании восточнославянских племён: «Представляется достаточно очевидным, что волыняне, дреговичи, поляне и древляне… формировались… на основе единого праславянского племенного образования дулебов».

Предположение, что древнее племенное образование славян, занимавших Волынь и правобережную часть Среднего Поднепровья, называлось дулебами, находит своё подтверждение и в топонимическом материале. Топонимы, производные от племенного названия дулебы, распространены не только на территории летописных волынян, но значительно шире. Они известны в бассейне верхнего течения Буга и верховьях Днестра, на всем пространстве правобережной части Припятского бассейна, в бассейне Ужа и под Киевом. Все они находятся в пределах ареала керамики типа Луки-Райковецкой, там где образовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

Мы ещё вернёмся к отечественной истории в самое ближайшее время.

 

http://zavtra.ru/blogs