Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3895

 

2.7. Романтическая концепция персональной судьбы

С XVII века воспевается любовь к одиночеству. Новый герой Ж. Ж. Руссо - одинокий мыслитель, рассчитывающий только на себя. Одиночеству, меланхолии, сплину придается романтический оттенок. Тема психологии вне этики появляется в сердцах и умах поэтов, художников.

В становлении проблемы, которая нас интересует, огромную роль сыграл период, интересующий традиционно культурологов и искусствоведов, - эпоха романтизма.

  • в этот период происходит усиленный поиск моделей самовыражения, самоосуществления,
  • во второй половине XVIII века четко просматривается конфликт индивида c обществом. Индивид берет на себя смелость уйти от общества, презреть его законы, если они противоречат собственному внутреннему миру. Наряду с социальным функционализмом образуется движение к гармонии, к органичности.

Характерно, что для этого периода «креативное» бытие становится жизненной моделью. Поэты, писатели, художники - индивидуальности, достойные восхищения не столько умением укротить божественную созидающую стихию, как это было в XVI веке, а способностью прожить, прочувствовать богатую внутреннюю жизнь. Ценится не внешняя красота, а внутренняя глубина. Одним из самых эффективных средств такого прочувствования (наряду с искусством) становится любовь. Страстная «романтическая» любовь - главное условие полноты самовоплощения. Это уже не идеальная куртуазная любовь, это страсть, охватывающая и душу и тело. Вместо божественной любви - любовь земная. Отчасти романтическая любовь заменила божественное спасение [76]. В романтической любви женщина - не элемент поклонения. Она равна мужчине, не выше и не ниже его. Салоны и романтическая любовь становятся ранними формами женского движения за интеллектуальное равенство, за женскую идентичность.

В дополнение к креативности и любви в эпоху романтизма добавился еще один новый компонент идентичности - культивация внутреннего «само», внутреннего мира, который, как мы уже отмечали, составляет главный аспект идентичности. Романтическая концепция персональной судьбы предполагала личное воплощение путем открытия в себе талантов (или других внутренних качеств) и их максимального раскрытия и воплощения. Например поэт - человек, одаренный способностью создавать прекрасные стихи из тайников своей души (не Божественной). Качества, способности, внутренний потенциал каждого человека уникальны сами по себе.

Для таких личностей, как Байрон или Гете, креативное самовоплощение - сам смысл жизни. Но что делать простым людям? Развивать свои способности. Индивидуальность - то, что можно сформировать и контролировать, сочетая различные качества. Люди XVIII века хотят отличаться друг от друга, и персональность становится базовым компонентом идентичности.

С романтиков начинается интерес к ребенку, но не только как к объекту воспитания, но как к ребенку самому по себе. Ребенок - не только кандидат во взрослые, но и самостоятельное существо [77]. Таким образом, начиная с романтизма проблема соответствия человека своему месту, возрасту, способностям распространяется и на детство. Иначе говоря, появляются новые измерения идентичности, среди которых модель детства играет концептуальную роль. Идеи Просвещения образовывать в период романтизма приобретают гуманистический акцент.

С XVIII века распространяется так называемый «навязчивый стиль» воспитания ребенка [78]. Полный контроль, тренировка воли, подготовка к будущей жизни - неотъемлемые ценности быстро набирающего темпы и власть процесса обучения [79]. В условиях возрастания значения субъективного фактора общества и недостаточной эффективности прежних механизмов социализации рождается новый институт - всеобщая и обязательная школа.

Среди исторических фактов, свидетельствующих о сдвигах в социально-культурной модели идентичности XVIII можно указать следующие:

  • в биографиях главное внимание уделяется описаниям внутренних переживаний;
  • одежду начинают понимать как выражение индивидуальности, как внешнее продолжение внутреннего мира, а не как принадлежность к тому или иному сословию [80].

Обостряются противоречия человека и общества. Общество отвергается, прежде всего, потому, что мешает личному самовыражению. Романтические идеалы и общественная практика расходятся друг с другом. Романтики пока не предлагают отвергнуть общество или культивировать экзистенциальные ценности. Жить - значит жить в обществе, здесь не может быть альтернатив. Когда борьба становится невыносимой, романтический герой просто умирает (Вертер, Чайлд-Гарольд).

Борьба против несправедливостей общества невозможна без борьбы за свободу. Политическая история этого периода выдвигает главные требования - свобода, индивидуальная независимость от общества, недовольство существующими социальными условиями (Руссо, Вольтер, Пейн и др.).

Романтическая эпоха обогащает историю становления личности стремлением освободиться от религиозных пут, идеализирует творческие способности одного индивида.

  1. Человеческое Я - автономное, отличное от окружающего мира, даже от культуры, общества, рода.
  2. Поскольку социальное пространство ограничено, наибольшую ценность имеет внутреннее духовное пространство, отчуждение, одиночество - лучшие способы уйти в себя.
  3. Хотя человеческое Я - особая психическая, духовная целостная реальность, оно множественно и многомерно. Человеческое Я бесконечно за счет развития внутренней жизни.
  4. Богатая эмоциональная замкнутая внутренняя жизнь – наивысшая ценность.