Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3894

 

    • 3.5 Характеристика современных теорий идентичности в философии и культурологии

Среди выдающихся философов, культурологов и социологов, отдавших дань исследуемой проблеме, следует отметить: К. Поппера, Ю. Хабермаса, В. Хесле, А. Гидденса, М. Серто.

Метафизической программой в философии К. Поппера стали три проблемы: космология, знание и самость. Самость - самосознающее сознание, оценивающее себя, корректирующее, творящее новые смыслы. «Это то, что в традиционных взглядах было душой» - отмечает Поппер [48]. Самость имеет биологический смысл. Она служит целям адаптации: в преодолении трудностей, нахождении адекватных решений, выборе неординарных способов действия, осуществлении контроля над системой действий. Человек не рождается с самостью; он обретает ее, развивая врожденную диспозицию к усвоению языка. Только язык позволяет смотреть в воображении на себя как на объект, оценивать себя и рефлексировать. И в филогенезе, и в онтогенезе самость развивается параллельно с усвоением языка и умением оперировать идеальными объектами. Главным свойством самости выступает активность - действующая, страдающая, вспоминающая, программирующая будущее, ожидающая, опровергающая. Самость владеет миром благодаря интеракции внутри человеческого мира и с «третьим миром».

Другим выдающимся современным философом и социологом, обратившимся к проблеме идентичности, стал Ю. Хабермас.

Немецкий философ предлагает использовать термин «Я -идентичность» как совокупность личностной и социальной идентичностей. Личностная и социальная сферы находятся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопределения. Частная сфера (система личностных диалогов) «артикулирует» общественное (публичное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогические отношения. Первая сфера – подлинная, аутентичная; вторая – ложная, т. к. скрывает свою сущность, создавая о себе иллюзорные представления. К XVIII столетию, по мнению немецкого философа, окончательно оформляется противоречие частной и общественной сфер, что не может не провоцировать новые вопросы для осознавания личного в общественном [49].

Создатель теории коммуникации следующим образом рассматривает структуру идентичности: социальная идентичность (горизонтальное измерение) - возможность выполнять различные требования в ролевых системах; личностная идентичность (вертикальное измерение) - связность истории жизни. Это два переплетенных, неразделенных измерения, в которых реализуется «балансирующая Я - идентичность». Установление баланса происходит с помощью техник взаимодействия. Развивая философские традиции лингвистической философии, социологии Вебера, феноменологии, Ю. Хабермас утверждает, что определяющей техникой является язык. Осваивая различные техники, человек стремится соответствовать социальным нормам, сохраняя свою неповторимость. «Понимание человеком самого себя зависит не только от того, как он сам себя описывает, но и от тех образцов, которым он следует. Самотождественность Я определяется одновременно тем, как люди себя видят и какими они хотели бы себя видеть» [50].

Современные перипетии идентичности – результат развития культуры модерна,разделения общества на систему и жизненный мир. Модернизация охватывает не только средства сообщения, хозяйство и управление, но и жизненный мир в целом, фрагментирует их, оставляя человеку только возможность рискованного самоуправления посредством в высшей степени абстрактного тождества Я.

Немецкую традицию интерпретации идентичности продолжает В. Хесле.

Главное в идентичности, по его мнению, - сохранение объекта во времени. Компонентами идентичности являются: тело, память, рефлексия, синтетическое единство апперцепции (Кант), т. е. cпособность осознавать любое отчетливое существование в качестве «своего» - «Я чувствую, что Я устал», кризис идентичности (отвержение самости со стороны Я).

Ни один из перечисленных выше компонентов не является достаточным сам по себе для выявления сущности идентичности. Хесле приводит пример, связанный с телесной идентичностью, когда человек находится в состоянии комы, его узнают друзья, (он не потерял своей идентичности) или человек потерял память, но всеми узнаваем. Но недостаточно, чтобы мы могли говорить о непрерывном сохранении компонентов Я: ведь с утерей памяти или некоторых телесных свойств уже нет целостной идентичности.

Для В. Хесле, так же как и для Э. Гуссерля, фундаментальным свойством человеческого, идентичности является - время. «Наблюдение за собственным Я нельзя свести к наблюдению за другим субъектом» [51]. Мы не можем сказать, что ментальные состояния локализованы в пространстве. «Время, однако является их существенной характеристикой. Временная и непространственная природа сознания порождает особые принципы. В то время как реальная идентичность физического предмета предполагает непрерывное существование его внутренней структуры, идентичность ментального акта основывается на других условиях... Ментальный акт не происходит в пространстве, он может продлить свое существование лишь в другом ментальном акте» [51, c. 116]. В. Хесле выражает философскую традицию в осмыслении идентичности, рассматривая ее общечеловеческую и нормативную сущность.

Одной из самых системных и всеохватывающих теорий идентичности в современной американской социальной мысли признана теория Р. Баумайстера. Главной заслугой автора становится создание всеобъемлющей исторической перспективы становления социального и культурного феномена идентичности, начиная с эпохи средневековья до наших дней. На обширном историческом материале социолог выявляет социальные, экономические, религиозные, философские и культурные основания для появления и развития идентичности, как реального социального явления, так и понятия.

Исходным становится утверждение, что, если мы признаем человека субъектом не только социальной, но и собственной психической жизни, то «мы можем выделить в структуре личности ту целостность, которую человек рассматривает как Я» [52].

Рассматривая модель идентичности, автор вычленяет ее определяющие критерии: континуальность и отличительность.

Континуальность - единство и целостность бытия человека в процессе протекания времени. Она означает, что Я такой же, как и вчера, таким же буду завтра. Я остаюсь самим собой всю свою жизнь. Любые изменения должны быть преобразованы в непрерывность, воспринимаемую как непротиворечивая целостность. Наше Я должно переживаться как постоянная величина, как возможно полное подобие самому себе.

Отличительность - мое бытие, отличное от других, непохожее на других, каждая идентичность имеет ряд элементов, которые отличают ее от других. Некоторые элементы - слишком общие, например пол; другие - более конкретные, более индивидуальные, например способность быстро считать.

Баумайстер выявляет следующие функциональные аспекты идентичности.

Ясное понимание идентичности позволяет сделать лично-целенаправленный выбор, реализовать свой профессиональный потенциал. Этот аспект определяется индивидуальной структурой приоритетов и ценностей.

Интерперсональный аспект идентичности состоит из социальных ролей и личной репутации. Американский социолог этот аспект называет «социальной идентичностью» или, используя термин К. Юнга, «персоной».

Наконец, чувство собственной идентичности, ее понимание определяет жизненные цели и задачи индивида, помогает оформить ему жизненный путь. Этот аспект сочетает в себе индивидуальный потенциал (внутреннюю веру в способности преодолевать препятствия, самоусовершенствоваться) с индивидуальной целью, самоуважением и верой в собственные силы [52].

Каждая идентичность состоит из широкого набора компонентов, единиц самоопределения. Их единство определяет единство смысла, значения идентичности, обеспечивая индивиду и континуальность и отличие от других. Например, быть врачом - значит высоко ценить свой профессиональный потенциал (первый аспект), заботиться о других людях ( второй ), стремиться расширить свой профессиональный потенциал, добиться финансового успеха (третий аспект).

Важнейшим вкладом Баумайстера является его анализ взаимосвязи истории и изменений в структуре идентичности.По Баумайстеру, приобретение компонентов идентичности есть процесс самоопределения. Он вычленяет пять этапов формирования идентичности.1. Предписание (первобытный род); 2.Единичная трансформация (раннее средневековье); 3. Идентичность, определяемая иерархией критериев (позднее средневековье); 4. Необязательный выбор (XVIII век); 5. Необходимый выбор (современность).

Баумайстер показывает, как происходит формирование идентичности в обществе. Он исходит из того, что социальная жизнь со стороны участия в ней индивида состоит из взаимоотношений и ролей. Каждая идентичность предполагает контекстуальную систему других членов общества и их ролей. С другой стороны, потенциал идентичности также определен обществом, которое предлагает смыслы, цели, нормы совершенствования. Идеи совершенства и успеха определены и оценены обществом. Наконец, общество организовано вокруг системы ценностей - фундаментальных также и для индивида.

В зависимости от контекста идентичности общества отличаются друг от друга. В одном случае общество может быть строгим и негибким (вышеописанные этапы 1, 2, 3). В таких обществах идентичность обычно непроблематична, формы идентификации просты.

На этапах 4, 5 общество может быть свободным, терпимым и гибким. Оно предлагает большой спектр возможностей, индивид может формировать свою идентичность действиями, персональным выбором и самосовершенствованием. Поэтому самоопределение и жизнеутверждение представляют собой сложные и неоднозначные процессы. Индивиды обладают относительной свободой, идентичность проблематична. Критериями созревшей личности являются чувство ответственности, нравственная самостоятельность, способность принимать решения на основе внутренней системы координат, способность самооценки, способность различать «хочу», «могу», «хотел бы», «мог бы».

Становление общества Р. Баумайстер представляет как процесс перехода от этапов 1, 2, 3 типов к этапам 4, 5.

Он выделяет четыре стадии такого перехода.

  1. Люди всегда боролись за свободу внутри общества, свободу искать самовоплощения индивидуальным путем. Но по мере освобождения персонального самосовершенствования, остается меньше возможностей следовать проторенному пути. Самообеспечение не гарантировано. Первой ступенью становления взаимоотношения идентичности и общества становится индивидуальная потребность в самовоплощении.
  2. Человек стремится к самовоплощению в частной, индивидуальной обстановке, вне общества. Второй ступенью становится приватизация. Но социальная эволюция разделяет и в то же время сближает людей через новых посредников (новые средства коммуникации, новые социальные агенты).
  3. Третьей стадией является отчуждение. Люди обнаруживают неспособность избежать общества; они - беспомощные жертвы, неспособные изменить и преодолеть социальные противоречия.
  4. Последней, современной стадией становится стадия приспособления. Индивиды принимают тот факт, что от общества, от проблем, связанных с развитием взаимодействия природы и общества не убежать. Люди начинают искать пути самореализации и жизнеобеспечения внутри общества. Итак, на основе анализа исторических трансформаций феномена идентичности американский автор показал становление идентичности как реального социального явления; как результата усложнения общественных отношений, социальной дифференциации, развития общества от детерминированного к относительно автономным и свободным состояниям; как антитеза публичному, защита частного от общественного давления; как результата усложнения человеческого труда, изменения социальной структуры и наконец секуляризации общества. После анализа социальных функций идентичности, ее роли в истории, выполненного Роем Баумайстером, вполне логически вытекает следующая ступень теоретического анализа идентичности: исследование взаимосвязи с человеческой культурой.

Одной из наиболее содержательных концепций по проблеме места идентичности в современной культуре представлена у известного британского социолога Антони Гидденса.

Он продолжает исследование идентичности не просто как психологической проблемы, а как проблемы современного мира и истории. В своей работе «Модерн и самоидентичность» (1991) Гидденс стремится показать идентичность и самоидентичность как явления современной культуры. Обращает на себя внимание тот факт, что уже сама тема самоидентификации все настойчивее звучит в социологии и исследованиях культуры [53,54].

Модерн - контекст, порождающий самоидентичность. Для Гидденса теоретическим моментом рождения феномена идентичности становится переход от традиционного общества к посттрадиционному. Чем более традиция теряет свою власть в обществе, тем в большей степени повседневная социальная жизнь строится исходя из противоречия локального и глобального, тем больше индивиды должны выбирать свои жизненные пути из многообразия перспектив. Модерн становится фундаментом, на котором пробивают себе дорогу самоактуализация и самосохранение. Модерн, по Гидденсу, означает следующее:

  • Противостояние глобального и локального приводит к трансформации чувства интимности. Традиционные связи уступают место более абстрактным, среди которых следует искать свою интимность, свой круг, свое место. Сложные, расширенные социальные системы современности абстрактно организуют жизненные пути, в которых каждому еще надо обрести себя конкретно.
  • В противоречии глобального и локального раскрывается обоюдная взаимосвязь индивидуального опыта и абстрактных систем. Эта взаимосвязь требует постоянного обновления опыта, вновь повторяющегося нахождения себя в любых жизненных ситуациях.
  • Нарцисстическая культивация тела становится гармоничным следствием усиливающейся Заботы о себе, построения и контроля над всем, в том числе и над телом.
  • Естественным следствием усиления разрыва глобального и локального является становление Организации, ее различных форм - от современных социальных институтов до информационных средств. Усиливающийся динамизм, порождаемый организованностью, сохраняет проблематичность «стыковки» социальной практики и индивидуального поведения. Все перечисленные характеристики модерна означают проблематичность Я на фоне разбегающегося социального контекста. Социальные трансформации, завершившиеся сегодня самоидентичностью и глобализацией, стали двумя полюсами в диалектике локального и глобального на этапе «высокого модерна». (Гидденс предпочитает определение – высокий модерн постмодерну) [53].

Диалектика - поле для идентичности и иначе быть не может, ведь, по определению Гидденса, идентичность - континуальность в пространстве и во времени, но самоидентичность - это континуальность, рефлексивно интерпретируемая действующим человеком (agent). Идентичность и самоидентичность не даны в процессе деятельности, а создаются и поддерживаются в рефлексивной активности повседневной жизни [53, c.53,55]. Континуальность самоидентичности - постоянство чувства собственного соответствия телу и себе во времени. Отдавая дань постмодернистской терминологии, Гидденс отмечает, что главным качеством самоидентичности остается «постоянно совершающийся особенный нарратив». Признаками «нормальной» самоидентичности являются: биографическая континуальность, в детстве сложившиеся отношения доверия, способность целостно действовать в практике. Самоидентичность, прежде всего, - онтологическая безопасность. То, что предложил Э.Эриксон, развивая мысли Д. Винникота, и назвал базовым доверием, стало осью современной теории идентичности, в том числе и для Гидденса. Опыт базового доверия - это фундамент «надежды» Э. Блоха и «Мужества быть» П. Тиллиха. Базовое доверие основывает межперсональную организацию пространственно-временных отношений. Базовое доверие само основывается на потенциальном пространстве - пространстве для ребенка, в котором он осваивает через свой опыт реальность жизни. Этот опыт организуется через взаимность потенций и отношений родителей и детей. С самых ранних лет жизни привычки и рутина строят потенциальное пространство между ребенком и теми, кто о нем заботится.

Онтологическая безопасность составляет основу для следующего важнейшего компонента идентичности - жизненной политики. Политика жизни - самоактуализация, происходящая в постмодернистских контекстах. В них тенденции глобализации глубоко вторгаются в рефлексивный проект «само» и, наоборот, процессы самореализации влияют на глобальные стратегии. «Политика жизни» возникает в ситуации свободы выбора и заключается в принятии этических норм: Как жить? На какие ценности ориентироваться? Какова наша ответственность перед природой? Каковы принципы экологической этики и генной инженерии? Каковы пределы технических и научных открытий и границы вмешательства в личную жизнь? Наконец, в чем состоят права человека?

Гидденс представляет собственную гипотезу структуры идентичности. Идентичность – это два полюса, с одной стороны, абсолютное приспособленчество (конформизм), с другой, замкнутость на себя. Между полюсами социолог выделяет различные уровни структуры. По его мнению, для современной идентичности характерны следующие дилеммы и, соответственно, патологические формы: 1. унификация- фрагментация; 2. беспомощность – овладевание; 3. авторитарность – неопределенность; 4. личные потребности – рыночный индивид. На каждом уровне возможны патологические формы развития: 1. традиционализм – конформизм; 2. всемогущество – отчуждение; 3. догматизм – радикальное сомнение; 4. нарциссизм – полное растворение в мире товаров [53, c. 201].

В целом, А. Гидденс является противником постструктуралистских и большинства постмодернистских теорий, предрекающих кризис способности современного человека обрести свою идентичность.

Сопоставим его идеи об идентичности с наиболее интересной концепцией представителей поструктуралисткого направления Мишеля Серто – теоретического последователя М. Фуко и П. Бурдье [55].

Исходным положением Серто является утверждение, что идентификация – «аккультурация» к способам, нормам, практическим рекомендациям в повседневной жизни. Древнее искусство практики – основа человеческого самоутверждения. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения.

Обретение идентичности предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как реализация лингвистической системы с помощью речи; изобретение своего языка; самоутверждение в настоящем (прошлое создано до, а будущее потом) [6].

Отвечая на вопрос, «Как завоевать идентичность?», французский мыслитель считает, что первым условием должно быть самоутверждение во времени. Для этого требуется присваивать обретенные умения, успешные качества, готовить будущие расширения и, таким образом, обретать определенную независимость в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени через создание автономного пространства. Следующим условием «завоевания» идентичности Серто называет присвоение способов контроля, видения в удобных для этого пространствах. Иметь возможность видеть – значит иметь возможность предсказывать, бежать вперед времени путем чтения пространства. Но наиболее важным в этом процессе для современного человека становится – овладение знанием, для того чтобы трансформировать неопределенности истории в читаемые пространства, иметь власть обеспечить себе собственное место (военные и научные стратегии, автономные города, независимые конституции) [6, c. 136-138].

Осуществление такой жизненной стратегии достигается с помощью тактик. Тема повседневных тактик занимает важное место в работах Серто. Но пространство тактик – это пространство «Других». Тем не менее популярная в американской социальной мысли теория Серто не лишена противоречий. Если человек обретает идентичность в процессе «аккультурации», как утверждает Серто, то, как формируется сама культура, культурное многообразие? Если культура для человека – среда приспособления к ней, то откуда возникает разнообразие культурных форм, за которое так ратует и структурная антропология, и постструктурализм?

В данном случае можно согласиться с Гидденсом, что в рамках данного подхода нельзя ответить на многие вопросы, связанные с прояснением места идентичности и самоидентичности в современной культуре и обществе [53, c.27, 169].

Особое влияние на становление и распространение данной темы имеют теории, пропагандирующие защиту Я, достоинства, свободы, собственных прав. К их числу относятся разнообразные политические направления, феминистские теории, теории национальных освободительных движений в XX столетии. Например, теории защиты женской индивидуальности в феминистских теориях и в гендерной социологии. В рамках социально-структурной истории, истории снизу, под сильным «влиянием массового феминистского и леворадикальных движений, сексуальной революции в обществе и методологической революции в «новой исторической науке» акцентирование на проблеме идентичности произошло в 60-70-е годы [56]. Идеи феминизма родились не на пустом месте. Феминизм вырос из теорий А. Адамс, Ф. Райт, Ж. Санд, Ф. Дугласа, Э. Стэнтон, Г. Ибсена, Ф. Энгельса, Э. Спенсер, В. Вульф.

Предложив понятие «гендерной идентичности», «половой идентичности», Дж. Скот, Л. Стоун, Дж. Дюби, Дж. Беннет, Дж. Скот попытались найти противоядие против постструктуралистских психоаналитических интерпретаций, против забвения исторического контекста и сведения процесса формирования и воспроизведения «половой идентичности» индивидуальному семейному опыту [57].

Понятие «гендерной идентичности» включает четыре взаимосвязанных компонента: культурные символы, нормативные утверждения, социальные институты и организации и самоидентификация личности. Ш. Маршал отмечает, что главным для женщин остается – выбирать идентичность по собственному выбору, чтобы быть личностью, а не ничтожеством [56, c.44]. В процессе формирования идентичности другие авторы акцентируют внимание на понятиях – власть женщин, участие в деятельности, влияние на принятие решений, способы изменения стереотипов. Для нас важен тезис о том, что «история женщин…представляет собой широкое междисциплинарное поле, [выделено нами М. З.] охватывающее социально-экономическое, демографическое, социологическое, культурно-антропологическое, психологическое и интеллектуальное измерения, интегрирующее «результаты исследований микро- и макро процессов, полученные в рамках «персональной», локальной, структурной и социокультурной истории» [56, c.55].

Итак, в зарубежной и отечественной мысли сложились определенные общие и особенные традиции исследования феномена идентичности как психологического и социо-культурного феномена. Их суть заключается в том, что идентичность имеет структурное строение, основными параметрами которого являются целевой, содержательный и оценочный. Обычно происходит выделение двух аспектов идентичности: личностного и социального. Чаще в современных теориях личностный аспект вторичен по отношению к социальному. Он формируется на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. Согласно современным теоретическим исследованиям идентичность - изменяющаяся структура; она развивается на протяжении всей жизни, проходит через преодоление кризисов, может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, т.е. быть «успешной» (эффективной) или «негативной» (индивид отклоняет любые взаимодействия). В таком ракурсе идентичность выступает как первичное и необходимое условие для развития личности. Длительный кризис идентичности становится препятствием для формирования личности. Выявление различных типов идентичности происходит по следующим параметрам: наличие и отсутствие целей, кризиса, возможность формулировать политику жизни, открытость к выбору, сила и наличие решений относительно созидания себя самостью, целенаправленность, возможность овладевания современным опытом и знаниями. Теоретики едины во мнении, что идентичность социальна по происхождению, т. к. формируется в результате взаимодействия с людьми и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации языка. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями.

Однако, в современном теоретическом анализе идентичности часто отсутствуют исследования содержательных аспектов: способов соотношения внутреннего и внешнего, источников развития, контекста взаимодействия индивидуального и общественного. В анализе актуализируется понимание общества как механического механизма или в лучшем случае кибернетической модели. Сам характер, процессы социального взаимодействия уходят от внимания исследователей. Это происходит и по объективным причинам: анализ общества всегда был трудоемкой задачей. Но нельзя забывать о том, что без интерпретации макроконтекста – анализа общества невозможно понять микропроцессы, к которым относится анализ индивидуальной идентичности. В каждой теории должно быть «достаточно честолюбия», чтобы объяснять то, как функционирует общество, как оно себя воспроизводит [50, c.172]. С другой стороны, расчленяя социальные процессы, делая идентичность единицей в социальной структуре, философы, социологи и психологи часто забывают об онтологии Я. Что же касается исследований проблематики природы, становления, системно-функциональных и социальных характеристик идентичности, то существующие теоретические дискуссии о природе идентичности предполагают два альтернативных подхода: примордиалистский, инструменталистский [58].

Суть первого заключается в том, что идентичность рассматривается как базисная характеристика личности. Она есть нечто внутреннее, сохраняющееся на протяжении истории личной или коллективной. Идентичность - внутренняя тождественность и непрерывность бытия каждого человека. Индивиды тесным образом связаны с социо-культурным окружением, поэтому формирующие исторический опыт элементы, не могут быть изменены или отброшены. К данному направлению следует отнести: Э. Фромма, Э.Эриксона, К.Хорни, Р. Баумайстера, В. Хесле.

Инструменталистский подход Дж. Мида, Э. Гоффмана, М. Серто рассматривает идентичность как ситуативную и выбираемую. Обретение идентичности – процесс, в котором индивидуальные и коллективные черты и способы самореализации могут изменяться в зависимости от ситуаций. Хотя представители второго направления признают зависимость ситуаций от повседневных структур, определяемых отношениями власти.

Оба подхода объединяет признание зависимости индивида от социального окружения или социальных структур, имеющих «упрямый характер» (Блумер). Если первый подход признает внутреннюю независимость человека от общества, то второй подчеркивает необходимость ситуативной приспособляемости и культурной ассимиляции.