Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3895

Глава 1. Информация и идентичность: взаимозависимость развития

Процесс становления идентичности, изменения исторических представлений о ней, взглядов и понимания самоопределения показывают, что раскрытие проблемы идентичности связано с анализом и интерпретацией процесса социальной самоорганизации. Существует соотношение между проблемами информатизации общества, идентификации и становления новой картины мира, в которой ключевая роль принадлежит информации, нестабильности, разнообразию. Тема идентичности, а также информации и информатизации становятся актуальны именно в период зарождения постнеклассической познавательной модели (термин А. П. Огурцова) [1]. Этот факт не является случайным явлением. Акцентирование на проблеме идентичности вписано в становление современной картины мира, связано со становлением информационного общества. Остановимся подробнее на влиянии развития теории информации и теории систем в исследовании таких фундаментальных свойств новой парадигмы, как разнообразие и нестабильность, приводящих к необходимости идентификации различных процессов.

1.1.Нестабильность, разнообразие, временная множественность как фундаментальные свойства современной картины мира

Современная картина мира – это, прежде всего, понимание сочетания глобального и локального. С одной стороны, становление единой экономической системы (И. Валлерштайн, Дж. Бенигер), нарастание экологических, военных проблем, общих для всего человечества (В. Вернадский, Т. де Шарден, Н. Моисеев, Римский клуб), ощущение хрупкости мира, начало формирования единого информационного пространства (В. Вернадский, А. Тоффлер, Д. Белл, А. Турен), появление одинаковых проблем управления производством, потреблением, распределением (Кейнс, Дж. Гэлбрейт, В. Афанасьев) – тенденции, свидетельствующие о глобализации мира для человека.

С другой стороны, потеря источников развития в рамках стандартизированной детерминированной экономики, формирование относительно самостоятельных, взаимосвязанных экономических подсистем, развитие плюрализма демократических институтов, появление самостоятельных социальных и религиозных общностей, разрушение индустриальной классовой структуры, плюрализм культурных форм, право на свободу слова и информации, гендерная, молодежная революции составляют тенденции, демонстрирующие расширение степеней свободы общества на микроуровне.

Возникает ситуация диалектического противоречия между глобализацией мира и избыточными возможностями развития на микроуровне. «Возник отрыв международного хозяйства от национального государства, что повлекло за собой разрушение модели общества, объединяющей в себе вселенную инструментальной рациональности и вселенную культурной идентичности… Если модернистский мир признавал управление двойственностью рациональной формы пространства – внутренней свободы индивида с политической идеей о национальном обществе, то демодернизация определяется утратой связей, объединяющих личную свободу и общественную эффективность», отмечает выдающийся французский социолог А. Турен [2].

Такое противоречие создает прогрессирующий эффект динамизма, экономической , политической, культурной изменчивости, ставящих индивида в ситуацию каждодневного выбора. Сформулированные человеком жизненные цели могут меняться и воплощаться в реальном времени его жизни. Человек стал ощутимо для себя влиять на окружающий мир.

Но объективной необходимости слишком мало для человеческой культуры. Принципиальным фактором стала внутренняя культурная и познавательная подготовленность человека к самоосмыслению.

Ментальным пространством[1] для реальных мировых социальных процессов, происходящих в XX столетии, стал отказ от старой метафизики и распространение новой научной и культурной парадигмы, признающей разнообразие.

На рубеже XIX – XX веков идея отказа от прежней метафизики витала в воздухе. Старая философия не устраивала не только философов, но и физиков, математиков, психологов, врачей, естествоиспытателей. В противоположность философским концептуальным построениям, авторы которых обращаются к изучению внешнего мира, к проблемам великого мироздания, необходимо было сместить акцент на малый мир, усиливая значимость индивидуального бытия. «Кто начал постигать величие мировой связи явлений, их неизбежность, тот легко теряет сознание своего собственного маленького Я», –предостерегал еще З. Фрейд [3]. А М. М. Бахтин утверждал, что существуют два ценностных контекста в жизни: «жизнь всего бесконечного мира в целом, могущем быть только объективно познанным, и моя маленькая личная жизнь» [4].

Начиная с конца XIX, начала XX веков появляются научные, философские, общечеловеческие доказательства, демонстрирующие невозможность описания многих явлений природы, человеческого мира в рамках классических представлений.

К философским основаниям антропологического переворота XX века прямое отношение имеют работы И. Фихте, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Достоевского, Э. Гартмана, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, А. Бергсона, В. Дильтея, Г Шпета, Л. Карсавина, П. Флоренского и М. Бахтина и многих других. А. Бергсон говорил, что будущее психологии велико, а Юнг отмечал, что первыми, кто теоретизировали самоутверждение, стали Ницше и Шопенгауэр [5]. Ф. Брентано, Э. Гуссерль стремятся оградить «психическое» от попыток редуцировать его к материи, технологии, деятельности. По мнению философов, более гуманно – изучать многообразие сознания, конкретный внутренний опыт, различные формы повседневного опыта. «Жизненный мир» характеризуется специфическим единством субъективного и объективного, имеет источник в человеке, центрирован вокруг индивидуального эмпирического «Я». Целью философии становится действительность, возможность обоснования всякой предметности в отличие от «отрицательной философии», разделяющей мир на субъект и объект (Шпет). «Я» дано как индивидуальное «Я» с осознанием уникальности его тела. Становится возможным плюралистический индивидуализм, варианты которого позже появляются в трудах М. Хайдеггера, Ж. Сартра.

Подлинной основой бытия становится сфера внутренней реальности. «Я» – не просто незаметный спутник жизни, оно имеет полноту и глубину, есть носитель самобытной реальности, рефлексия на внутренний доступ к состояниям собственного сознания. Этот факт был зафиксирован и осмыслен представителями субъективных и трансценденталистских философий и психологий.

В преломлении к философии истории конфликт приобретает особый смысл. На смену субстанциальной классической парадигмы приходит новая. В основе субстанциальной лежит представление о единой, имеющей единую субстанцию развития, непрерывности. Абсолютность, вечность, неизменность, «жесткость и замкнутость» направлений развития способны порождать бесконечные модусы состояний. Спинозовская формула: «Существование меняется, но сущности остаются неизменными» – ядро исторического субстанциализма. Истинное знание никак не связано в сущности с временем и местом возникновения событий и не зависит от практического исполнения. Как бы ни проявлял себя человек, его сущность тождественна некой высшей субстанции. Потому нет смысла в прояснении разнообразия и порядка модусов человеческого осуществления.Человек всегда остается человеком.

С начала XIX века в таком представлении начинают сомневаться: Шеллинг, Гегель, Маркс. История не обнаруживает сама себя безотносительно человека. Сначала человек осуществляет развитие субстанции (Гегель, Маркс), затем и в такой трактовке истории начинают сомневаться. Субстанций много или ее нет совсем (Шпенглер, Ницше). Вместо субстанциализма «набирает ход» историзм. Многочисленны версии историзма: романтическая, гегелевская, марксистская, позитивистская, философии жизни, экзистенциальная [6]. Объединяет эти версии представление о том, что история уникальна, неповторима, необратима, укоренена в пространстве и во времени и зависит от поступков человека. В истории нет и не может быть тождественных состояний. Тождественность – дурная бесконечность истории. Первична не идентификация (отождествление), а то, как осуществляется становление человека человеком, как происходит формирование отличия Я, Мы, Ты, Они. Не абстрактный, а конкретный опыт более значим, не субстанция вообще, а человеческая, «жизненная» субстанция. История – не объект для наблюдения, история принципиально не завершима для осознавания. В новой парадигме суверенный человеческий разум стал «рассматриваться как погруженный в мир, действующий внутри него и постигающий объекты в зависимости от того, каким образом исторически определенные состояния человеческого жизненного мира обеспечивают включение объектов в познавательную деятельность людей» [7].

Осмысление бытия человека в мире стало ориентироваться на онтологизацию самого человека, внутренняя организация и структура которого заслуживают самого пристального внимания [8].

До XIX века в классической интерпретации истории главным принципом интерпретации мира и человека выступала детерминированность поведения, границ, свойств, оценок. Именно на этой основе были созданы такие отрасли знания как классическая механика, акустика, электродинамика; на этой основе развивались философия, психология и другие как гуманитарные, так и естественные науки. Понятие системы в механике имело точный и определенный смысл. Примером служила Солнечная система. Согласно классическим представлениям, если система устойчива, то все траектории ее движения стремятся к своим устойчивым, равновесным состояниям. Траектории движения системы мира предопределены постановкой задачи. Время в такой постановке предстает как фактор, позволяющий определить хронологию разворачивания событий, но не более. Время в равной степени существует для всех состояний системы, оно служит как бы для нивелирования различий. Все события изменяются и измеряются в «заданном» хронологическом, предопределенном времени. Даже малое отклонение вызывает реакции на всех уровнях и во всех элементах системы, т. к. они детерминированно взаимосвязаны. В связи с этим необходимо исключить возможность случайности, недоопределенности. Действует принцип суперпозиции: можно изучать локальные явления независимо от остальных. Фундаментальной целью остается максимально полное и универсальное раз и навсегда данное описание любого явления. Требование самоописания системы возникает от случая к случаю. Самое главное, что не появляется необходимость в постоянной идентификации разнообразных и изменяющихся элементов, событий, «малых явлений». Важно только то, что определена «большая система».

Поэтому в гуманитарных науках большинство философских, психологических и социологических направлений пошли по не-классическому или постклассическому пути. Э. Гуссерль показал, что препарирование объекта приводит к такой фрагментации, что объект исчезает из поля зрения. Обращение к «жизненному миру» обнажило проблему множественности самого понимания системы. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, К. Поппер и многие другие выдвинули тезис о принципиальном изменении движущих сил развития. Естественнонаучным доказательством непрочности классических представлений стали исследования в области термодинамики, появление квантовой механики и ядерной физики, огромный спектр проблем в экономике, химии, социальных науках, в управлении, требующие вероятностно-статистических описаний взаимосвязи элементов любых систем (Н. Винер, В. С. Пугачев, Л. С. Понтрягин, А.Пуанкаре). С открытием статистических законов стала допускаться вероятностная детерминация, с появлением квантовой механики вероятностная причинность. Постепенно все природные и социальные процессы начинают рассматриваться как случайные. Было обнаружено, что в зависимости от рассматриваемого объекта, элемента одной и той же системы, вероятностные характеристики возможного описания этих элементов во времени – различны. Временное адекватное описание поведения элемента ограничено и принципиально различно для различных элементов. Существуют отдельные элементы и события, для которых время неограниченно длительно, но имеются элементы, для которых время стремится к нулю, т. е. максимально укорочено.

Итак, новое направление описания картины мира привело к пониманию следующих важнейших моментов, существенно изменивших интерпретацию как природных, так и социальных процессов:

  • Время для различных элементов сложной системы различно.
  • Каждый элемент системы обладает некоторой самостоятельностью. Связи внутри системы обладают одновременно свойствами детерминизма и неопределенности. Порядок и беспорядок существуют одновременно.
  • Соотношение детерминизма и неопределенности в процессе эволюции меняется. Каждому этапу эволюции соответствует некоторое соотношение упорядоченности и неупорядоченности, которые требуют оценки.
  • Все локальные явления лишь частично взаимосвязаны, вместо линейного представления действует нелинейное. «Характерные черты нелинейной системы – отсутствие суперпозиции; отсутствие подобия по масштабам; неединственность предельных состояний эволюционных нелинейных систем и путей эволюции к этим состояниям; фазовые переходы, скачки, бифуркации; сильная чувствительность к возмущениям; критичность и пороговость; существование режимов с обострением.» [9].
  • Тем не менее теоретико-вероятностное представление картины мира лишь позволило ввести неопределенность, но принципиально не меняло парадигму исследования. Равновесие осталось главной когнитивной ценностью, хотя и превратилось в размытое множество. Противоречия, выявленные в физике, математике, психологии и других науках только обострились и превратились в противоречия между внешним миром, понимаемым как регулируемый автомат и внутренним миром как движением уникальности и неопределенности , между вечностью и уникальностью, между материальным и идеальным, прошлым и будущим и т. д. Особенно остро данное противоречие было зафиксировано в гуманитарных науках.
  • XX век характеризуется осмыслением и пониманием незащищенности человека. На уровне глобального мира он ничтожен. Сформировался внутренний конфликт между величием для человека всеобщего мира и внутренней бесконечностью человеческого осознания.
  • Конечно, это не новая проблема, философов всегда волновала тайна «Я». Но именно в нашем столетии мыслители попытались по-новому интерпретировать структуру «Я». Высвечивание и осмысление глубинных пластов внутреннего мира личности, обнажение раздвоения сознания и самосознания, процессов персонализации и деперсонализации, рассмотрение культурных, экономических, политических контекстов человеческих свершений - все это предмет пристального интереса в гуманитарных науках в XX веке. В интересующих нас теориях нашли свое отражение также проблемы противопоставленности индивида и общества, двойственности трактовки культуры и природы человека.
  • Исследование психоаналитической структуры личности, ее различных модификаций, осуществленные Фрейдом и его последователями, исследование фундаментальной онтологии в экзистенциализме и русской философии, изучение концептуального мышления, оценочных суждений, житейского опыта, постижение человеческой субъективности в феноменологии, стремление обосновать целостность, гармонию человеческой личности в русской философии, анализ человеческого языка в аналитической философии отражают общую потребность в дифференциации структурных уровней человеческой психики, вычленении различных компонентов человеческого Я.
  • Невозможно было бы развитие ниже следующих идей без успехов в области естествознания: физиологических исследований органов чувств, использования физико-математических методов (доказательство неправомерности Эвклидова пространства, учет стохастических процессов в описании, искривление мирового пространства в геометриях Лобачевского и Римана, физическая ограниченность пространства в теории Эйнштейна), теории биоэволюции, экспериментального подхода к анализу нервной системы, изучения физико-химических преобразований в человеческом организме [10]. В 20-30 годы нашего столетия можно наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, имеющий непосредственное отношение к проблемам теории идентичности и идентификации, а именно биологии, философии истории, антропологии, этнографии, языкознания, социологии, психологии индивида.
  • К любой физической или социальной проблеме стали подходить с точки зрения теории системного анализа. Идею системности проповедуют Л.ф Берталанфи, И. В. Блауберг, Л. Заде, А. Раппопорт, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин. Феномен «организации» исследуется А. А. Малиновским, М. Л. Сетровым, Дж. Бенигером. Логико-системные исследования проводятся А. А Зиновьевым, М. Месаровичем, Г. П. Щедровицким. Практика исследования «больших систем» привела к необходимости исследования нелинейности связи.
  • Практически одновременно с введением неопределенности в картину мира стало развиваться нелинейная теория систем ( А. Пуанкаре, Л. С. Понтрягин, А. Н. Колмогоров, А. Андронов, А. А. Витте, С. Э. Хайкен, Н. М. Крылов, Н. Н. Боголюбов, современные авторы: Ю. А. Данилов, Б. Н. Пойзнер, И. В. Андрианов, Л. И. Маневич). Было обнаружено, что даже в самых простых системах за счет нелинейных связей могут формироваться так называемые странные аттракторы, поведение которых принципиально непредсказуемо во времени (аттрактор Э. Лоренца). Для описания таких систем были введены понятия: «интегральные многообразия», «бифуркационные поверхности», «точки бифуркации». Еще А. Тойнби обращал внимание на точки бифуркации в истории, где управление на несколько веков определяет ход развития на долгие годы. «Ему принадлежит и термин «альтернативная история» для нетрадиционного анализа, имеющего дело не с одной реализовавшейся траекторией цивилизации, государства или этноса, а с полем возможностей» [11].
  • Стоит заметить, что именно нелинейная наука первой начала использовать такие познавательные формы, как моделирование, имитация, средства представления информации, позже - компьютерные игры. Упорядочивание информации, выделение в ней параметров порядка выдвигается на первый план в нелинейной динамике.
  • Оказалось, что поведение одной и той же системы на отдельных этапах эволюции, в зависимости от отклонений ее развития, может меняться и характеризоваться различными свойствами. Оказалось, что одна и та же система обладает множеством различных свойств; ее траектории движения могут переходить через некоторые бифуркационные поверхности. Представление поведения системы возможно в пределах этой траектории до очередной поверхности, т. е. на ограниченном временном интервале. Доказано, что система имеет не только множество времен, в которых меняется соотношение детерминизма и неопределенности, но и множество перспектив движения. Признано, что существуют взаимозависимые, различные времена, причем в нелинейных системах они взаимосвязаны, например, «быстрое» время влияет на «длительное».
  • В конце 40-х годов, благодаря работам Н. Винера, У. Р. Эшби, С. Маккаллока, А. Н. Колмогорова, Л. С. Понтрягина, создавалось кибернетическое направление описания картины мира. В природе и обществе имеют место общие законы управления, при формировании которых существуют процессы отображения, происходящие по законам преобразования информации. В основу управления положена «априорная» информация, определенная модель поведения. Для нас важно отметить, что сам процесс формирования «априорной» информации осуществляется на основе идентификации. Последняя была признана неотъемлемой частью общих принципов управления. Подтверждением служит определение системы Эшби: «система – список переменных ..,относящихся к некоторой главной проблеме, которая уже определена» (курсив М.З.) [12]. Объединение стохастического, кибернетического представлений о мире с признанием нелинейности связей привело к созданию синергетики ( И. Пригожин, Г. Хакен, Н. Н. Моисеев, Г. Г. Малинецкий, С. П. Курдюмов, А. А. Самарский ). Синергетика позволила по-новому представить картину мира и раскрыть условия саморазвития сложных систем (Н. Н. Моисеев, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов). В мире вместо устойчивости и гармонии синергетики видят процессы, приводящие ко все большему разнообразию и ко все большей сложности. Это естественно в самоорганизующемся мире. Ведь самоорганизация – появление у различных систем (биологических, политических, социальных и т. д.) новых свойств, которые не могут быть присущи ни одному из входящих в нее компонентов. У целого возникают неожиданные свойства, которые отсутствуют у частей. Невозможна декомпозиция системы, т.е. раздельное описание ее составляющих. Под самоорганизующейся системой понимается любая система, если без специфических воздействий извне, она приобретает какую-либо пространственную, временную или функциональную структуру. В основу самоорганизации положено кооперативное взаимодействие. Окружающая нас среда жизнедеятельности – мир разнообразных систем (экологической, биологической, социальной, экономической, технической). Они находятся во взаимодействии друг с другом.
  • Среди свойств данных систем нас интересуют следующие:
  • Существование и формирование иерархической структуры системы. Иерархия системы определяется, прежде всего, группированием времен. Есть быстрые и метастабильные, медленные процессы в одной и той же системе. Синергетическая картина основана на своеобычности человеческой истории. Она «вбирает в себя локальные точки зрения, глобальные видения, разнообразные представления о прошлом, настоящем и будущем» [13].
  • Система становится таковой только при существовании системообразующих факторов, имеющих различные уровни интегрированности в пространстве и во времени.
  • В процессе формирования общественная система имеет тенденцию к усложнению. Внешним проявлением этого усложнения становится не только увеличение количества элементов, но и формирование более сложных законов взаимодействия. То что было абсолютно достоверным и доказуемым в прошлые века, становится относительным в современном обществе. Это не просто недостаток теорий или ошибки мышления, а объективная закономерность развития.
  • Социальная система может существовать только в процессе движения. Отсутствие развития есть смерть системы. Она являетсясаморазвивающейся, если существуют следующие условия:
  • Разнообразие , множественность структурных состояний на каждом иерархическом уровне.
  • Относительная самостоятельность элементов и уровней системы. Расширение самостоятельности приводит к формированию ограничений развития (существуют жесткие и слабые ограничения).
  • Обмен информацией, веществом, энергией между элементами и уровнями системы. Системы обладают информационной наследственностью, которая формируется на базе процессов идентификации. Изменение системообразующих факторов в процессе развития, в разных исторических временах, в разных временных ритмах в едином, объективном времени.
  • Управление самоорганизующейся системой возможно при условии, если онаоткрыта, кооперативна, объяснена. Системой нельзя управлять, если информация о ее состоянии равна нулю. Управляемая самоорганизующаяся система характеризуется следующими особенностями. По мере развития системы происходит снижение числа степеней свободы путем выделения нескольких координат. Эти координаты определяют параметры порядка. Следствием самоорганизации становится образование инвариантов разнообразия. Их число меньше элементов системы, но сама система, стремясь к инвариантам, «забывает» о начальном состоянии. Прилагая к саморазвивающейся системе малые воздействия, согласованные с ее внутренними свойствами, можно обеспечить качественно новое поведение системы. Важно, чтобы эти малые воздействия соответствовали внутренним динамическим свойствам системы, определяемым типом и структурой инвариантов.
  • Итак, синергетика позволила не только примирить различные отрасли знания, но выявить и определить место и взаимосвязь таких фундаментальных свойств, как саморазвитие, разнообразие, информационное накопление, социальная кооперация. Картина мира представилась современному исследователю как разнообразие траекторий развития, каждая из которых существует в своем времени. Синергетические принципы позволили выявить и исследовать законы саморазвития, усложнения, разнообразие траекторий развития. В конечном счете, человеку удается что-либо понять или описать благодаря самоорганизации. В процессе эволюции выделяются некоторые главные тенденции, на фоне которых проявляются остальные. Сложные системы всегда имеют достаточно степеней свободы. «Организм обладает гигантским числом степеней свободы. Однако, чтобы поднести ложку ко рту, нам не надо думать о всех или управлять ими…Возникает иерархическая структура управления и взаимосвязей, которые физиологи называют синергиями (в переводе с греческого это означает совместное действие)» [11, с. 36].

Именно синергетика окончательно утвердила представление о современном мире как нестабильном и разнообразном. «Идея нестабильности потеснила детерминизм, дав волю человеческой деятельности, т. е. она открыта миру, характеризующемуся возникновением нового» [14].

Не стоит забывать, что направление исследования, открывшее целостность и взаимозависимость в мире, его хрупкость и возможность влияния сознательной, целенаправленной человеческой деятельности, было сформулировано еще в начале века великим русским гуманистом В. И. Вернадским и русским философом П. Флоренским. Цель человека – найти и освоить новые экологические ниши в многомерном пространстве существования иначе хаос будет возрастать во всех областях мира, предоставленных сами себе. «Я уверен, - писал Вернадский, - что все решает личность, а не коллектив» [15]. Актуальность принципов коэволюции человека со средой была подтверждена впоследствии теоремой Эшби. Управляющая система по информационной сложности не должна уступать управляемой. Растет информационная сложность ноосферы, что сопровождается нарастанием и усложнением информационных и регулирующих систем.

Рост информационной составляющей ноосферы был проанализирован в концепции Е. Седова. Он доказал, что эффективный рост разнообразия на верхнем уровне структурной иерархии оплачивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях, и наоборот, рост разнообразия на низшем уровне оборачивается разрушением высших уровней. Закон иерархических компенсаций, как его впоследствии назвал автор, охватывает живую и неживую природу, язык, культуру, сферы социального управления и дополняет закон необходимого разнообразия Эшби. «Анализ информационно-энтропийных соотношений показал, что с общей тенденцией усложнения по мере развития и накапливающих структурную информацию систем растет детерминация их внутренних межэлементных связей вплоть до жесткой детерминации…Вместе с тем в природе наблюдается противоборствующая данной детерминации тенденция образования многоуровневых иерархических структур, в которых, как мы убедились, «энергетическая плата» за сохранение структурной информации уменьшается по мере восхождения по ступеням иерархической лестницы» [16]. Ценою роста культурного разнообразия стали ограничения разнообразия природы и культурная гомогенизация.

Человечество и окружающая среда образуют единую социоэкономическую систему, антропосфера мозаична, этносы и их эволюции различны.

Идея нестабильности открыла историю, характеризующуюся: необратимостью, вероятностью, возможностью появления новых связей. «Свойство неустойчивости, которое еще два десятка лет считалось большим пороком модели, сейчас выступает в несколько ином свете. Устойчив ли наш организм, общество, психика? После того, как ученые всерьез начали искать свидетельства нестабильности, оптимистичный ответ: «Конечно, да!» вызывает сомнение. Приходится уточнять, в каком смысле устойчива, относительно каких возмущений, на каких временах» [11, с. 55]. Снятие неопределенности возможно путем ограничения разнообразия на основе выбора, который обусловлен социокультурными факторами. Следовательно, лишь человеческая деятельность может снижать неопределенность, упорядочивать действительность с помощью поиска, целенаправленной деятельности и выбора. Но такое снятие неопределенности возможно только в локальном месте и времени, в целом человеческая жизнедеятельность воспроизводит себя только как создающая разнообразия и неустойчивость.

Если говорить об особенностях ментального пространства, которые отличают современную культуру, и которые оказали не менее значительное влияние на выделение идентичности в качестве фундаментальной темы познания и культуры, то они выглядят следующим образом:

  • Под воздействием секуляризации и превознесения имманентности, с исчезновением всех форм трансцендентности появились соблазны в виде различных культур и форм мышления, явилось новое эпикурейство. Главная цель его - индивидуальное счастье. Под предлогом мнимой вездесущности однозначной глобальной культуры осуществляется атомизация, распыление, превращающее жизнь человека в духовную жажду [17]. Все смешалось, все спуталось[18]. Тема идентичности возникает как дилемма: Я перед Богом – ничто, Я перед миром – ничто, поиск ответов в божественной трансцендентности или в самом себе ограничены. Справедливо замечание А. Турена, что верным симптомом «позднего модерна» стало утверждение «Я больше не Я» («Je ne pas Moi») [19].
  • Состояние духовной нищеты обусловливает некритическое отношение к собственному субъективному опыту, якобы исчерпывающему человеческую самость. В современной ситуации несвободы, принужденной вовлеченности в поле различных, часто конкурирующих друг с другом практик, способность личности самой создавать смыслы спасает ее. Особая актуальность вопросов сознания, самосознания, самоутверждения и т.д. объясняются необходимостью найти свой собственный смысл благодаря доступным языкам, дискурсам, маскам, псевдонимам, намерением определить свое отношение к любому тексту, противостоять извне навязанным способам мышления, институционализациям, временным социальным ритмам и т.д. Современный интерес к проблемам ментальностей в исторической антропологии, к картинам мира, подсознательному указывает на желание общества вывести на поверхность сознания чувства, представления, которые скрыты в глубинах индивидуальной и коллективной памяти. Понятие «жизненный стиль» в связи с этим становится ключевым в современном словаре, т.к. выражает материальные формы индивидуальных историй о человеке (сам термин ведет свою историю из работ М. Вебера и А. Адлера).
  • Грандиозный крах механического коллективизма, логика плюрализма в обществе и в культуре объясняют процесс индивидуализации, который полагает индивида и его счастье как абсолютную цель, формирует внимание исключительно к мирским вещам. Индивидуализм, прагматизм и гипердинамизм - нормы оценки культуры и общества. Индивидуализм и прагматизм определяют новые формы потребления, постепенно сводят на нет феномен мононациональных культур, превращая их в культуры калейдоскопного типа, в которых формирование личности определяется «ассортиментом» потребностей и влечений. Субъективность индивида выступает как результат определенного набора идеологически организованных практик. Но человек всегда болезненно ощущает недостаток всеобщего. Именно этим порождена острая потребность в национальной идентичности. Ведь человек наделен стремлением либо быть чем-то целым, либо соотносить себя с этим целым.
  • Но больше всего проблем возникает в ситуации выбора нового исторического видения. Если в прогрессе до XIX века не сомневались и видели в нем основополагающую цель истории, то современные поколения отказываются видеть в характере человеческих дел запрограммированную эволюцию. Возникло недоверие к диахронии вообще. Эти настроения удовлетворяют потребности в осознании множественности путей истории, но не оставляют человеку последней и самой надежной веры в Хроноса-Лекаря, который де справится с любыми невзгодами. Временной прессинг заставляет формулировать для себя достижимые конечные цели самореализации, формировать «временные позиции» с учетом персональных интерпретаций прошлого, настоящего и будущего, предсказывать будущее. Способность предсказывать будущее в усложняющемся мире становится все более проблематичной и зависимой от интеллектуального потенциала индивида.
  • Усиливающийся экстремализм в экономике, политике, культуре, постоянное «попадание» в критические ситуации, в условиях постоянной изменчивости порождает атмосферу психологической незащищенности, заставляет человека искать психологический комфорт. Проблема упорядочивания «психического», организации его структуры, снижения стрессовости становится повседневной. Неудивительно, что проблема идентичности заинтересовала, прежде всего, психологов.

Итак, главной особенностью XX века является становление одновременно двух тенденций.

Одна из них связана с пониманием глобальности мира и взаимозависимости его составляющих (личных и коллективных). Именно в контексте глобальности формируется вторая тенденция, связанная с осознаниеммножественности общественных модусов. Эти две тенденции не составляют противоречия, это естественный способ развития и самоописания таких больших систем, как общество. Ведь эволюция общества содержит имманентное стремление трансформировать неопределенную сложность в определенную (Луман).

Эти тенденции, в конечном счете, формируют новую парадигму[2] осмысления мира, в

основе которого лежит признание необходимости плюрализма (общественного и культурного). В общественном сознании существуют различные точки зрения по поводу плюрализма, но они заданы вопросом: является ли множественность недостатком или достоинством нашей истории? На наш взгляд, в осознании множественности исторических путей заложены будущие ростки как общественного, так и теоретического роста.

Мы уже показали, что «разнообразие» в обществе и теории, а также процесс индивидуализации стали основанием для развития темы идентичности.

Познание двух тенденций, в конечном счете, приводит к необходимости осмысления «субъективности» истории, критериев разделения на группы и их взаимовлияния. Рефлексия на «субъективность» - более не предпосылка, не часть, а полноправная составляющая Истории в континууме ее становления и описания. Формируется потребность осмысления разделения «всеобщего» на общественные классы, подклассы, группы и описания их взамовлияния. Это естественное следствие усложнения и глобализации мира.

Осмысление разнообразия исторических путей, диалектического противоречия «Я – внешний мир» происходит не только в пространстве общественных состояний, но и в историческом времени, в отношении «историческое время и индивидуальный жизненный путь». Осмысление проблемы идентичности направлено на понимание своего исторического жизненного пути, своего смысла, своего времени. Субъективность истории проявляется и в потребности понять возможности и запросы человека в условиях отказа от фатализма, от навязанного «целым» пути развития.

Итак, «появление» и «карьера» идентичности как проблемы связаны не только с расцветом философии различия и закатом философии тождества, как было представлено в статье Малахова В. С [20]. Увлеченность проблемой, прежде всего, связана с необходимостью описания разнообразия, субъективности истории, с отказом от субстанциалистских представлений об истории, в борьбе с тоталитаризмом и человеконенавистничеством. (Т. Адорно, Р. Барт, М. Бахтин, Ж. Делез, К. Леви-Строс, Левинас, Г. Маркузе, М. Фуко, Г. Шпет). В новой парадигме, или новой познавательной модели, под сомнение ставится сама устойчивость, стабильность, подвержены рефлексии все формы упорядочивания, в том числе и формы самоописания и деятельности. Чтобы описывать сложные системы, человеку требуется большая интеллектуальная смелость, глубокое понимание существа дела. В процессе моделирования любых объектов что-то упрощается, выделяется главное, отбрасывается второстепенное, часто уникальное. Это касается не только точных наук, но актуально и для гуманитарных. В этом смысле нет различия между ними. Современный естественник, математик, гуманитарий заранее знает, что строит несовершенную модель объекта, часто не имея права на ошибку. Общая атмосфера в современной науке, в жизни обычного человека требует большой моральной и психологической отдачи и чувства уверенности в себе.

Таким образом возникла проблема, которую очень четко выразил И. Пригожин: «Каким образом решить, что есть человек, какие концепции нужны для определения его идентичности» (выделено нами - М.З.) [14, с.12].