Автор: Носков Ю.
Миростроительство Категория: Космос и Пасха. Русский космизм
Просмотров: 3399
1.1.3. Стратегия развития русского космизма

 

Стратегическим направлением развития русского космизма как методологии может стать использование многомерности в качестве основополагающего принципа. Такая концептуальная основа позволяет легко и непротиворечиво интегрировать все уже имеющиеся элементы, она имеет гигантский потенциал для развития и, самое главное, для такой методологии имеются уже сейчас практические задачи самого глобального уровня. Поясним о чём идёт речь.

МНОГОМЕРНОСТЬ - ЭТО СИСТЕМА КООРДИНАТ.

Количество орт - две и больше. При использовании многомерности, необходимо учитывать, что орты должны быть ортогональны (то есть независимы друг от друга), а используемая система координат полной.

Многомерность нельзя путать с многообразием, которое соответствует не системе координат, а обьектам. Многообразие как пропагандистский приём в соединении с монизмом скатывается к широко известному лозунгу "единства и многообразия", что на уровне космических аналогий соответствует одному Солнцу, а на политическом ведет к так называемому космополитизму. Многомерность же - это когда созвездие, то есть несколько Солнц. Человек, оперирующий многомерностью на космическом уровне, должен ответить себе на вопрос - в какое созвездие входит наша звезда по имени Солнце и как это созвездие выглядит со стороны.

Многомерность нельзя путать и с плюрализмом, то есть множественностью начал. Плюрализм как понятие соответствует не системе координат, а множественности источников. Использование плюрализма в одномерной широкоформатной системе координат приводит к хорошо известному эзотеризму, активно используемому в технологии управляемого хаоса. При этом каждый источник или микрогруппа может использовать свою особую систему координат, как правило также одномерную. Всё это обычно на уровне идеологии преподносится под маркой личной свободы и на более общем уровне является разновидностью того же принципа "единства и многообразия".

Обращение к многомерности как методологии мировоззрения не только назрело, но и уже имеет свои проявления. Интерес представляет, например, небольшая книга А.В. Мартынова "Исповедимый путь". Инженер по образованию, с максимально широкими научными познаниями, он активно занимался вопросами парапсихологии, биоэнергетики и осмысления места человека в мире. Его книга интересна для русского космизма не только поиском путей космического сознания для конкретного человека, но и тем, что он уже назвал многомерность стратегическим путём расширения сознания, хотя сам и остановился на широкоформатном монотеизме интегральной йоги.

Отдельные элементы многомерности как системы координат известны. Во-первых, это математика, где данный вопрос рассмотрен строго логически. Какие-то зачатки использования многомерности можно найти в отдельных прикладных науках, но на общем мировоззренческом и, самое главное, организационном уровнях наука остается в рамках монотеизма, что на уровне космических аналогий проявляется в астрономической концепции первовзрыва и расширяющейся Вселенной. Примером многомерности мировоззрения в её простейшем (двумерном) виде служит диалектика с её единством и борьбой противоположностей. Более существенным примером из социальной области могут служить политеистические (языческие) верования с их множественностью богов.

Мышление в многомерной системе координат дело не простое и требует немалых усилий. В рамках образных сравнений космического уровня это можно продемонстрировать так. Чтобы глобально рассматривать Землю как единое целое, например, в рамках взглядов Вернадского, необходимо развить первую космическую скорость и стать спутником Земли. Масштаб взглядов Чижевского существенно шире, это уже развитие второй космической скорости, которая позволяет стать спутником Солнца. Использование многомерности как способа мышления соответствует развитию третьей космической скорости, позволяющей преодолеть притяжение Земли и Солнца и выйти в открытый Космос.

Само по себе обладание большим обьемом знаний и информации даже из различных областей не ведет к многомерности. Очень точно суть рассматриваемого вопроса отражает одно из высказываний Монтеня: "Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный". К данному вопросу имеют отношение такие известные сейчас понятия как расширение сознания или просветление в буддизме. Но не только выход на уровень многомерности требует серьезных усилий и интеллектуальной работы, но и поддержание его. Это как в спорте, если не тренироваться и не участвовать в соревнованиях, то форму можно быстро потерять.

Может возникнуть вопрос - а скольки мерная эта многомерность? Это зависит от конкретного человека, группы лиц или даже социальной общности. Для кого-то и два много, а для кого-то и двенадцать мало. Здесь стоит лишь обратить внимание на некоторое число 7 +/- 2, подмеченное психологами. Большинство людей могут одновременно удерживать внимание на таком количестве элементов, например, предложениях, состоящих из такого количества слов. Это количество мерностей и можно считать некоторым оптимальным. Конечно, наиболее продвинутые люди могут оперировать большим количеством мерностей, но нужно еще и чтобы их поняли другие, хотя бы какой-то круг людей. Какое количество мер будет в той или иной многомерности зависит от области приложения или культуры, если речь идет о социальной системе.

Многомерность открывает и ещё одну возможность. В отличие от большинства философских построений, где поиск истины уподобляется подъёму на некоторую вершину с разными путями, ведущими к ней, в многомерном космизме восхождение можно отождествить с ростом мировоззренческого поля, опирающегося на структурированный кластер. Это имеет отношение как для отдельного человека, так и определенной научной группы или даже всего общества. Здесь не имеет смысла кто выше, а кто ниже. Если есть талант и энергия, расти в объёме, вбирая в своё поле пространство смыслов и собирая в единое целое созданное предшественниками.

Практическое применение методологии многомерности можно разделить на две группы. Во-первых, это общее представление о мире и человеке в нём. Вторая группа касается частных применений в различных областях знаний.

Применение многомерности на общемировоззренческом уровне в совокупности с монизмом приводит в выводу - вселенная возникла не от первовзрыва с дальнейшим расширением, а имеет гораздо более сложную структуру и динамику, этапы постижения которой ещё впереди. Этот весьма общий вывод имеет самое непосредственное отношение к организации мировой науки на верхнем уровне и, соответственно, особенностях представлений о мироздании в целом.

Чрезвычайно интересны результаты использования многомерности на социальном уровне и уровне межличностных отношений. Отсутствие в многомерности понятия "выше/ниже", замена его на "ближе/дальше", способно существенно сглаживать конфликтные потенциалы. Это может стать хорошей основой для гражданского общества на основе подходов, кардинально отличающихся от технологий управляемого хаоса. Сам многомерный подход "ближе/дальше", как методология, более точно определяет то, что сейчас описывается понятием эгрегоров.

В качестве частного (прикладного) приложения многомерности можно привести пример назревшего уже в области компьютерной техники перехода к нефоннеймановскому компьютеру, одним из отличий которого может стать реальная многозадачность на уровне принципа действия. А в создании компьютеров на базе искусственного интеллекта без многомерности уж точно не обойтись. Широкие возможности применения многомерности имеются и в области компьютерных сетей и сложных систем управления, особенно требующих повышенной надёжности.

Оценивая концептуально-мировоззренческое наследие периода социализма, с доминированием в это время материалистической диалектики, можно однозначно констатировать, что Россия в это время достигла своего максимального могущества. А к социальным экспериментам этого времени ни материализм, ни диалектика прямого отношения не имеют. Предлагаемая здесь концепция не отменяет предыдущее (хорошо освоенное и адаптированное) наследие, а расширяет его. Диалектика - это двумерность, а многомерность (например, восьмимерность) существенно расширяет поле возможностей. Материализм зарекомендовал себя как надежная основа для построения устойчивой и востребованной на практике картины мира. Но человек постоянно сталкивается в своей жизни с проявлением нематериального (духовного), без этого картина мира неполна. Рассматриваемая здесь концепция, расширяет материальное идеальным, но не идеальным вообще, а лишь объективизируемым идеальным, то есть не всякое нематериальное получает право на существование, а лишь то, что может быть реализовано (проявлено) хотя бы потенциально. Такой подход открывает возможности для описания духовного мира в рамках общей картины мироздания.

Русский космизм, расширенный и объединенный многомерностью, превращается в структурированный широкоформатный здравосмыслизм.

И ему становятся по силам самые сложные задачи и вызовы времени. Даже такие фантастические - как воскресение людей, о котором говорил Фёдоров. Освоение солнечной системы человек ещё может осуществить в рамках существующего сейчас технологического уклада при его развитии, скорости и расстояния укладываются в человеческий масштаб, как по времени жизни, так способности перенести тяготы полётов. Выход же в большой космос потребует кардинально других подходов. Они могут оказаться, например, такими как обозначены в строках Велемира Хлебникова:

Когда бы мыслью стала эта плоть,

О, как легко, наперекор судьбе,

Я мог бы расстоянье побороть

И в тот же миг перенестись к тебе!

Авторским вкладом в развитие русского космизма как методологии кроме обобщения и расширения самого понятия космизма, формулирования возможных путей его развития, можно считать приводимую во второй части настоящей книги вполне самостоятельную работу "Космическая навигация", а также отдельные книги "Введение в Космическую эру", посвященную применению многомерности в геополитике как теоретической основы для многополярности, и "Русский языческий круг", демонстрирующей пример многомерности в области культуры и традиции. Геополитическая концепция многополярности стала уже широко известна в мире и находит всё больше поклонников. Соединение же её с идеей Николая Фёдорова о переориентации промышленного и научного потенциала военно-промышленного комплекса на исследование и освоение космоса, в том числе и дальнего, способно кардинальным образом снизить военную опасность в мире. Для того, чтобы это произошло на практике, сначала это должно произойти в головах людей, в первую очередь принимающих глобальные решения. И многомерность здесь может сослужить очень хорошую службу. А какая она будет на практике определится в режиме коллективного творчества полюсов, отказавшихся от монотеизма.