Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 1641

05.07.2020 Инвестиционные проекты ПАО «Газпром» без особого толка сжигают бюджетные триллионы рублей?

 

 

Но конкурентом для всех подобных инвестиционных проектов почему никогда не являлся российский народ, точнее простые российские граждане. На них российская власть всегда почему-то экономила. Оттого-то как на дрожжах и растут авуары 102 долларовых «российских» миллиардеров, 246 тысяч долларовых «российских» миллионеров и государственно-муниципальную верхушку

 

Крупнейшие российские инвестиционные проекты 2018 2024 годов и вплоть до 2030 года

       1. В десятке крупнейших российских инвестиционных проектов, заявленных на 2015 – 2025 годы, пять касаются газовой отрасли. Однако, все они вызывают вопросы по части экономической целесообразности. То затеют строительство в других государствах, потеряв в итоге крупные средства, которые могли быть направлены на цели улучшения благосостояния российских граждан. То построят только часть технологической цепочки, недополучив прибыль, когда сам проект если и имеет возможность окупиться, то уж очень нескоро. Создаётся впечатление, что триллионы рублей (или миллиарды $) расходуются только ради красивых отчётов, без понимания реального положения дел, если не сказать ещё хуже – банально расхищаются.

Алексей Борисович Миллер

ПАО «Газпром» реклама называет народным достоянием. Его принято считать крупнейшим донором отечественной экономики и социально ответственной компанией. Но эта социально ответственной компания с 1965 года по 1989 год являлась Министерством газовой промышленности СССР, и вся его деятельность предполагала социальный характер в интересах советского народа. Однако, весной 2020 года оказалось, что российский газ европейским потребителям обходится дешевле, чем российским гражданам. Чего не сделаешь ради дорогих «партнёров», действительно дорогих или дорого обходящихся российскому народу. Если так пойдёт и дальше, то скоро отечественные товары окажутся заведомо дороже импортных аналогов. Но кого это волнует во власти? Можете назвать хотя бы одну, две, три персоны? Ведь, цена на энергоносители «зашита» в себестоимость любого продукта, и никакими отчислениями в бюджетную систему Российской Федерации это невозможно компенсировать. Причём произошло это во многом по вине самого ПАО «Газпром», а также председателя правления ПАО «Газпром» и заместителя председателя совета директоров ПАО «Газпром» Алексея Борисовича Миллера (31 января 1962 года, Ленинград, РСФСР, СССР). По крайней мере такое впечатление складывается, если посмотреть на крупнейшие инвестиционный проекты ПАО «Газпром».

Первоначальный маршрут газотранспортного трубопровода Южный поток

       2. Проект газотранспортного трубопровода «Южный поток» (англ. South Stream) – нереализованный международный проект газотранспортного трубопровода, который планировалось проложить по дну Чёрного моря из Анапского района (Краснодарский край, Южный федеральный округ, Российская Федерация) в порт Варна (Варненская область, Республика Болгария), вместо которого в 2016 году был предложен к реализации новый проект газотранспортного трубопровода «Турецкий поток» (англ. Turkish Stream).

Карта предполагаемого маршрута газотранспотного трубопровода Северный поток и соединительных газотранспортных трубопроводов

Проект «Южный поток» предполагал строительство четырёх ниток трубопровода, проходящих по дну Чёрного моря из города Анапа в болгарский порт Варна. С самого начала этот проект выглядел чистой авантюрой, в которую ПАО «Газпром» ввязался без учёта уже полученного ранее негативного опыта. Ведь Российская Федерация и ФРГ до сих пор судятся с Европейской комиссией о судьбе наземного продолжения газотранспортного трубопровода «Северный поток» (англ. Nord Stream, ранее – морская часть Северо-Европейского газотранспортного трубопровода) – магистрального газотранспортного трубопровода между Российской Федерацией и ФРГ, проходящего по дну Балтийского моря, построенного в 2010 – 2011 годах. Это – газотранспортный трубопровод OPAL (третий энергетический пакет Европейского Союза накладывает антимонопольные ограничения на его использование), который является сухопутным продолжением газотранспортного трубопровода «Северный поток» по территории ФРГ, доставляющего газ из Российской Федерации в государства Европейского Союза, минуя транзитные государства. Газотранспортный трубопровод OPAL также является одним из крупнейших инфраструктурных энергетических проектов в ФРГ. В результате как сам газотранспортный трубопровод «Северный поток», так и газотранспортный трубопровод OPAL то и дело работают с серьёзным недозагрузом от проектной мощности.

Маршрут газотранспортного трубопровода Турецкий поток

В случае с проектом газотранспортный трубопровода «Южный поток» ПАО «Газпром» наступил на те же грабли. Судя по всему, он предполагал использовать построенные газотранспортные трубопроводы исключительно в своих целях, что противоречило европейским нормам, которые направлены против режима благоприятствования Российской Федерации и российского народа.

В результате Европейская комиссия заблокировала строительство газпромовской инфраструктуры в Южной Европе. Так прокладка подводной части проекта газотранспортного трубопровода «Южный поток» потеряла всякий экономический смысл. Однако к тому времени на его реализацию уже было потрачено около 5 млрд. евро.

Карта газотранспортного трубопровода Голубой поток

       3. Чтобы хоть как-то снизить зависимость транзита российского газа через территорию Украины, в срочном порядке придумали проект газотранспортного трубопровода «Турецкий поток». К тому времени газ в Турецкую Республику уже поставлялся через газотранспортный трубопровод «Голубой поток» (англ. Blue Stream) – газотранспортный трубопровод между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, проложенный по дну Чёрного моря с российского черноморского побережья на азиатскую территорию черноморского побережья Турецкой Республики. Новый проект газотранспортного трубопровода «Турецкий поток» создавал явно избыточное предложение российского природного газа в Турецкой Республике, и при этом она не брала на себя никаких обязательств перед ПАО «ГАЗПРОМ» по его покупке.

Запустить газотранспортный трубопровод «Турецкий поток» удалось только 8 января 2020 года, когда крайне остро стоял вопрос о политическом удержании какой-либо стабильности в мире. Но вопрос о сроках окупаемости проекта для ПАО «Газпром» остаётся открытым. Известно, что только подводная часть газотранспортного трубопровода «Турецкий поток» обошлась ему в 7 млрд. евро. К тому же теперь вместо Украины российский экспорт в Европейский Союз контролирует Турецкая Республика, история взаимоотношения Российской Федерации с которой всегда была крайне враждебной.

Си Цзиньпин и В.В. Путин

       4. Проект газотранспортного трубопровода «Сила Сибири» – магистральный газотранспортный трубопровод для поставок природного газа из Республики Саха (Якутия) в Приморский край и государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Он является совместным проектом российской транснациональной энергетической компании ПАО «Газпром» и крупнейшей китайской нефтегазовой компанией «Китайская национальная нефтегазовая корпорация (кит. 中国石油天然气集团公司, официальное английское наименование China National Petroleum Corporation, CNPC). Его возникновение было обусловлено полнейшим провалом всей предшествующей на протяжении более чем 50 лет внешней политики позднесоветский элит, сделавших ставку на конвергенцию (предусматривающую поглощение российско-советский цивилизации «коллективным Западом»), и российской власти. После многомесячных антиправительственных акций протеста в Киеве (Украина) с ноября 2013 года по февраль 2014 года, в результате которых погибло более ста человек и произошла кардинальная смена власти на Украине, сделавшей ставку на интеграцию в НАТО и Европейский Союз, В.В. Путиным было заявлено о возможности резкой смены политического вектора Российской Федерации с «Запада» на «Восток». Так как подобные политические метания российской власти стали итогом какого-либо отсутствия собственного внешнеполитического вектора, возникли такие непродуманные импульсивные действия (в частности, экспорт природного газа из Российской Федерации в государства Азиатско-Тихоокеанского региона) в надежде образумить «коллективный Запад» в отношении коррекции своего антироссийского курса, что, естественно, было обречено на следующий финансово-экономический провал в ближайшей перспективе. 

Церемония соединения первого звена газотранспортного трубопровода Сила Сибири (1 сентября 2014 года)

Итак, магистральный газотранспортный трубопровод «Сила Сибири» начал строиться с 2014 года и был запущен в эксплуатацию 2 декабря 2019 года без достаточного технико-экономического обоснования в попытках обозначить политический курс разворота Российской Федерации на «Восток». Он протянулся из Республики Саха (Якутия) до границы с КНР в Амурской области более чем на 3 тыс. километров. По проекту по нему будет транспортироваться природный газ из двух российских газовых месторождений – Чаяндинского и Ковыктинского (второе только разрабатывается и начнёт давать сырьё лишь в 2023 году). Стоимость строительства магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири» – 1,1 трлн. рублей. На проектную мощность поставок в 38 млрд. кубометров природного газа ПАО «Газпром» рассчитывает выйти к 2025 году, а на этот год запланировано прокачать всего 5 млрд. кубометров.

В настоящее время проблемы заполнения необходимыми объёмами природного газа магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири» связаны с ошибками при освоении Чаяндинского месторождения. В Интернет были сделаны утечки внутренних отчётов, которые говорят о том, что при бурении скважин были допущены многочисленные ошибки, отчего часть скважин оказалась «сухими» или не вышла на проектную мощность добычи природного газа. Появились предположения, что Чаяндинское месторождение так и не сможет выйти на запланированный уровень в 25 млрд. кубометров природного газа в год и останется на нынешних 22,5 млрд. кубометров природного газа в год, что не позволит выполнить ранее достигнутые договорённости с КНР. Впрочем, весной 2020 года А.Б. Миллер анонсировал строительство проектируемого магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири – 2» (ранее – «Алтай»), который якобы поможет наверстать упущенное КНР. Однако, возникает не менее важный вопрос – поможет ли строительство проектируемого магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири – 2» наверстать ПАО «Газпром» упущенные сроки окупаемости проекта газотранспортного трубопровода «Сила Сибири»? Его заявленная мощность – 50 млрд. кубометров природного газа в год. Закупки труб под этот проект газотранспортного трубопровода «Сила Сибири – 2» уже начались. Прямо сейчас дочерняя компания ПАО «Газпром» проводит рекордный по сумме тендер на 98 млрд. рублей. Главная проблема обоих проектов, по мнению не связанных с ПАО «Газпром» аналитиков, состоит в том, что КНР, являясь единственным покупателем, сможет диктовать свою цену, монопольно низкую.

Строительство Амурского газоперерабатывающего завода

       5. Возле города Свободный (Амурская область, Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация) ПАО «Газпром» строит крупнейший в мире Амурский газоперерабатывающий завод (Амурский ГПЗ), что, несомненно, является позитивным фактором, заслуживающим отдельного упоминания. Введение в эксплуатацию Амурского ГПЗ запланировано на 2024 год. Общая сумма вложений в этот проект оценивается в 1,3 трлн. рублей. Главная задача Амурского ГПЗ состоит в том, чтобы выделять из поставляемого в КНР по магистральному газотранспортному трубопроводу «Сила Сибири» природного газа ценные фракции – гелий и этан. В настоящее время работы на этом объекте идут ударными темпами, несмотря на то что строительная площадка уже стала очагом распространения коронавируса в Амурской области (Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация). Выделенный из природного газа гелий планируется доставлять на морской терминал, который строится около города Владивосток (Приморский край, Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация), а оттуда танкерами поставлять на мировой рынок. Несколько сложнее обстоит картина с этаном. Для его переработки в этанол неподалёку от Амурского ГПЗ задумано построить Амурский газохимический комплекс (Амурский ГХК). Этот проект взялось реализовать ПАО «Сибур Холдинг», но что мешает его началу. Потому производственный комплекс примерной стоимостью в 500 трлн. рублей уже три года находится в стадии предпроектных проработок. И пока Амурский ГХК не построят, этановая фракция будет уходить в КНР в составе природного газа без дополнительной платы в пользу российских хозяйствующих субъектов.

Михаил Иванович Крутихин

       6. Первоначальные оценки стоимости завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) около города Владивосток (Приморский край, Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация) – 13,5 млрд. $, мощности – 15 млн. тонн в год. Озвученные в 2013 году планы предусматривали поставки природного газа на побережье Тихого океана из магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири». Завод по производству СПГ мог бы сжижать его, грузить в танкеры и продавать во все государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Но ветка магистрального газотранспортного трубопровода «Силы Сибири» из Амурской области в Приморский край так ещё и не построена, да и хватит ли на всех российского природного газа – это очень большой вопрос. Так что средства на финансирование изначально амбициозного проекта ещё в 2017 году были уменьшены. В качестве источника природного газа завода по производству СПГ прописали месторождение «Сахалин-3» перспективного нефтегазового проекта на прибрежном шельфе острова Сахалин, а сам производственный комплекс переориентировали на заправку кораблей газомоторным топливом. К настоящему времени строительство ещё не началось, проект находится на бумажной стадии.

ПАО «Газпром» также затягивает с введением в эксплуатацию перерабатывающих предприятий и в то же время наращивает мощности магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири». Это выглядит как попытка продать как можно больше российского природного газа за минимальные средства.

Вот что считает российский экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку, историк и востоковед (иранист, арабист) Михаил Иванович Крутихин (21 декабря 1946 года, Москва, РСФСР, СССР): «Прибыль ПАО «Газпром» от магистрального газотранспортного трубопровода «Сила Сибири» не получит никогда. Вот, передо мной лежит график капитальных вложений в этот проект до 2030 года. В этом же графике по пунктам расписаны прибыли от этого проекта. И в самом конце есть графа «период окупаемости». И стоят два русских слова: «не окупается». До 2030 года магистральный газотранспортный трубопровод «Сила Сибири» даже не окупится. Это – выводы научно-исследовательского института, который готовил для ПАО «Газпром» обоснование инвестиций в этот проект.

Российские мощности проекта Ямал СПГ

        7. ПАО «Газпром» – не единственный «активный пользователь» казённых денег. Трудно найти инвестиционный проект, который получил бы больше государственных льгот, чем «Ямал СПГ» – российские мощности по добыче, сжижению природного газа и поставкам полученного СПГ, расположенные на полуострове Ямал, которые состоят из завода по производству СПГ мощностью около 16,5 млн. тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы газа в котором оцениваются в 926 млрд. кубометров, и морского порта Сабетта для погрузки продукции на СПГ-танкеры. ОАО «Ямал СПГ» – совместное предприятие ПАО «Новатэк» (50,1 %), французская нефтегазовая компания Total S.A. (рус. Тоталь) (20 %), крупнейшая китайская нефтегазовая компания CNPC (20 %) и китайский инвестиционный фонд «Фонд Шёлкового пути» (кит. 丝路基金) (9,9 %), занимающийся, в первую очередь, крупными вложениями в инфраструктурные проекты в государствах вдоль Нового шёлкового пути и Морского Шёлкового пути с целью содействия сбыту китайской продукции. ОАО «Ямал СПГ» производит сжиженный природный газ на полуострове Ямал и танкерами отправляет его в государства Европы и Азии по Северному морскому пути.

Строительство первых трёх производственных линий первоначально оценивалось в 26 млрд. $. Путём покупки облигаций ОАО «Ямал СПГ» Фонд национального благосостояния выделил 1,16 млрд. $ из них. Затем Правительство Российской Федерации освободило консорциум от уплаты НДПИ и экспортной пошлины на продукцию, а из средств федерального бюджета софинансировано строительство портовой и аэропортовой инфраструктуры.

Новости о новых льготах для ОАО «Ямал СПГ» поступают регулярно. В 2020 году для ОАО «Ямал СПГ» обнулены пошлины и налоги на 28 зафрахтованных в Республике Корея танкеров. Российская Федерация простила судовладельцам более 1 млрд. $ в год на период до 2043 года. Сейчас экспортёр газа строит новый перевалочный терминал стоимостью 144 млрд. рублей, федеральный и региональный бюджеты выделяют 133 млрд. рублей из них.

Такая мощная государственная поддержка вызвала критику со стороны конкурентов. ПАО «Газпром» жаловался Правительству Российской Федерации, что ОАО «Ямал СПГ» вытесняет с европейских рынков трубопроводный газ ПАО «Газпром». И это якобы привело к недополучению 30 млрд. рублей в виде налогов и пошлин, которые ПАО «Газпром» в отличие от ОАО «Ямал СПГ» мог бы заплатить в бюджетную систему. Но конкурентом для всех подобных инвестиционных проектов почему никогда не являлся российский народ, точнее простые российские граждане. На них российская власть всегда почему-то экономила. Оттого-то как на дрожжах и растут авуары 102 долларовых «российских» миллиардеров, 246 тысяч долларовых «российских» миллионеров и государственно-муниципальную верхушку. 

 

https://zavtra.ru/blogs/investitcionnie_proekti_pao_gazprom_bez_osobogo_tolka_szhigayut_byudzhetnie_trillioni_rublej