Автор: Васильев Владимир
Проблемы Социализма Категория: Васильев Владимир
Просмотров: 1105

04.11.2022 Как организовать Советскую власть? Часть 4

 

 Определена и кратко обоснована специфика и общие основы соединения труда со средствами производства в общественных условиях будущей Советской власти.
Также впервые определены принципы функционального и территориального распределения будущей Советской властью собственности как производства (= присвоения) и как институциональной власти над материальным и духовным производством общественных индивидов на суверенной территории Советской власти.
Сформулированы и краткими тезисами раскрыты главные принципы организации Советской власти как органически целостной системы управления индивидуально обособленными объектами и процессами материального и духовного производства.

        Общие основы соединения труда со средствами производства при Советской власти.

 Будущая Советская власть как исторический процесс есть процесс упразднения (диалектического отрицания и снятия) частной собственности, то есть частного производства, а равно и частного присвоения, и частной власти над производством общественных индивидов.

 Следовательно, #будущая_Советская_власть есть также и исторический процесс упразднения (диалектического отрицания и снятия) не только социального неравенства общественных индивидов, но и эксплуатации человека человеком — это тавтология.

 Чем обусловлена эксплуатация человека человеком?

 Эксплуатация человека человеком обусловлена отделением непосредственных производителей от средств материального производства своей жизни, во-первых, и вытекающей из этого отделения невозможностью для непосредственных производителей применять средства материального производства своей жизни никак иначе, кроме как тем способом, который определён общественной формой частного производства, опосредствуемой институциональной властью над материальным производством, во-вторых.

 Проще говоря, #эксплуатация_человека_человеком неизбежна, если средства материального производства жизни людей присвоены как частная собственность частью людей, во-первых, и поэтому все остальные люди могут работать этими средствами материального производства своей жизни исключительно и только в соответствии с волей частных собственников соответствующих средств материального производства жизни людей, во-вторых.

 Способ соединения (как подданный восточному государству и первичному производственному коллективу [«племени»] работник, как раб, как крепостной, как наёмный работник) непосредственных производителей со средствами материального производства необходимых общественным индивидам для жизни жизненных средств и средств их производства определяется общественной формой материального производства.

 Социальный #способ_соединения_непосредственных_производителей_со_средствами_производства своей жизни определяется ансамблем производственных отношений между людьми по поводу распределения между ними этих средств производства, их применения (производство), распределения между людьми функций (видов работ) производительной деятельности в процессе производства, распределения продуктов производительной деятельности, обмена ими и их потребления.

 Технологический способ соединения непосредственных производителей со средствами производства своей жизни определяется ансамблем средств производства, то есть ансамблем технологий осуществления производительной деятельности, соответствующих им орудий и предметов производительной деятельности и её технологической организацией, фактически применяемых данным конкретно историческим социумом для воспроизводства своих общественных индивидов. Речь идёт о производительных силах данного социума и уровне их развития.

 Таким образом, способ соединения непосредственных производителей со средствами производства своей жизни в целом определяется тем общественным способом производства, которым данный конкретно исторический общественный организм воспроизводит сам себя как особый социум.

 Задача Советской власти в рассматриваемом отношении — произвести (сотворить) такие общественные условия материального воспроизводства общественных индивидов, вследствие которых и при которых непосредственные производители не только могут свободно применять, но и практически свободно применяют любые средства производства своей жизни, имеющиеся в распоряжении всего воспроизводственного общественного организма (общества).

 Свободно применять любые средства производства — значит применять их независимо от ограничений (пределов), полагаемых извне какой бы то ни было социальной группой, а также какими бы то ни было отдельными общественными индивидами и их объединениями.

 Ограничения, полагаемые техническим базисом производства общественных индивидов, то есть уровнем развития производительных сил общества в целом и составляющих его отдельных общественных индивидов, всегда были прежде, и в обозримой исторической перспективе останутся до тех пор, пока каждый общественный индивид не станет всесторонне, универсально развитой личностью в действительности.

 Когда такой личностью станет каждый общественный индивид, то есть каждый человек?

 Такой всесторонне развитой, то есть поистине универсальной личность, всякий человек станет только лишь тогда, когда он всецело присвоит всю свою человеческую (социальную) природу, то есть станет полным и всецелом человеком, а не частичным человеком, как в прошлом и ныне сущем настоящем.

 Иными словами, всесторонне развитой, универсальной личностью всякий общественный индивид станет лишь тогда, когда человек завершит исторический процесс возвращения к самому себе — завершит процесс упразднения отчуждения своей жизни как труда и предметов своего труда как товаров, а это историческая задача переходного периода к первой фазе коммунистической общественной формации, во-первых.

 И, во-вторых, всесторонне развитой, универсальной личностью всякий общественный индивид станет лишь тогда, когда человек завершит процесс упразднения самоотчуждения от своей человеческой (социальной) природы (сущности), диалектически сняв самоотчуждение и позитивно положив полное и всецелое присвоение каждым общественным индивидом своей человеческой (социальной) природы, которая завершила своё становление как таковой.

 Это второе — историческая задача уже отнюдь не переходного периода к первой фазе коммунистической общественной формации, но историческая задача самой этой первой фазы коммунизма.

 Следовательно, ограничения для свободного применения непосредственными производителями любых средств производства, которые обусловлены недостаточным ещё уровнем развития производительных сил, будут упразднены только в результате действительного осуществления всей первой фазы коммунистической общественной формации.

 Однако #социальные_ограничения для свободного применения непосредственными производителями любых средств производства будут упразднены в результате действительно успешного завершения переходного периода к первой фазе коммунистической общественной формации. Это — тавтология (то же самое, только другими словами сказанное) практического решения исторической задачи упразднения всякого социального неравенства между общественными индивидами.

 Производственная цель Советской власти, её содержание, предмет, задачи и основные функции — это определяющие историческое и политическое (властное) существо дела общественные условия и предпосылки Советской власти, должные стать её действительными результатами, иначе Советская власть не будет самою собой, но будет не более чем симулякром (идеологической и политической имитацией) Советской власти.

 В то же время Советская власть есть #особая_форма_финансового_капитала и как процессирующего финансового капитала (процессирующего, практически осуществляемого материального и духовного производства общественных индивидов в общественной форме финансового капитала), и как высшей институциональной власти над производством общественных индивидов.

 И этот особый, суверенно обособленный как Советская власть процессирующий финансовый капитал (практически осуществляемое материальное и духовное производство общественных индивидов в общественной форме финансового капитала) характеризуется вполне определённым исходным уровнем развития производительных сил, их функциональным (по родам, видам и отраслям производства) и территориальным распределением на суверенной территории Советской власти.

 Всеми этими общественными условиями и историческими предпосылками в совокупности как раз и определяются #производственные_отношения_Советской_власти вообще и способ соединения непосредственных производителей со средствами производства своей жизни в условиях Советской власти, в особенности.

Принципы распределения собственности при Советской власти.

Советская власть, в отличие от финансового капитала, есть уже не частная, но коллективная форма производства = собственности = присвоения. Однако Советская власть ещё не есть непосредственно коллективная форма производства = собственности = присвоения, но всего лишь #опосредствованная_коллективная_форма_производства = собственности = присвоения.

 Чем опосредствуется Советская власть как коллективная форма производства = собственности = присвоения?

 Распределением производства = собственности = присвоения между различными органическими моментами Советской власти как процессирующего финансового капитала, во-первых, и распределением институциональной власти над производством = собственностью = присвоением между различными органическими моментами Советской власти как субъекта высшей институциональной власти над производством = собственностью = присвоением, во-вторых.

 Первое распределение есть социальная организация Советской властью практически осуществляемого на её суверенной территории материального и духовного производства общественных индивидов в систему (как системы) обособленных индивидуальных процессирующих финансовых капиталов общественной форме финансового капитала.

 Иными словами, первое распределение есть социальная организация в форме Советской власти на всей её суверенной территории системы предприятий (учреждений) в качестве производительно применяемых имущественных комплексов, приводимых в движение (применяемых) соответствующими «трудовыми коллективами» (совокупными рабочими).

 Таким образом, первое распределение есть #социальная_организация_Советской_власти как объекта производственных отношений материального и духовного производства общественных индивидов на суверенной территории Советской власти, то есть на всей территории Советской России.

 Это первое распределение есть не что иное, кроме как социальная организация функционального (по родам, видам, отраслям и под’отраслям) и территориального распределения (перераспределения) производительных сил (производящих общественных индивидов, орудий и предметов труда) на территории Советской власти.

 Размещение производительных сил определено, прежде всего, расселением коренных народов России по её территории и эвентуальным производительным потенциалом фактического населения каждой из особых частей суверенной территории Советской власти, во-первых, размещением «естественных» предметов труда (полезных ископаемых, используемых в сельском и лесном хозяйстве земель и иных природных ресурсов) на территории Советской власти, во-вторых.

 #размещение_производительных_сил определено также и исторически сложившимся размещением орудий труда (включая общие условия производства — имущественные комплексы зданий и сооружений, инфраструктуры), предполагающих их коллективное применение, в-третьих, и существующими в момент возникновения Советской власти отношениями частной собственности на предметы и орудия труда, в-четвёртых.

 Второе распределение есть социальная организация самой Советской власти как субъекта производственных отношений материального и духовного производства общественных индивидов на суверенной территории Советской власти, то есть на всей территории Советской России, то есть как высшей институциональной власти над материальным и духовным производством общественных индивидов.

 Так вот, главные вопросы социальной организации Советской власти как субъекта производственных отношений материального и духовного производства общественных индивидов — это вопросы о том, чем и как опосредствуется Советская власть как коллективная форма этого субъекта производственных отношений.

 Прежде всего, Советская власть в этом своём качестве опосредствуется теми действительными «командными высотами» в социальной организации материального и духовного воспроизводства общественных индивидов на всей своей суверенной территории, о которых шла речь в части 1-ой настоящего цикла статей «Как организовать Советскую власть» (см.: https://vasiliev-vladim.livejournal.com/42929.html ).

 Однако одними этими «командными высотами» действительность Советской власти как самой себя отнюдь ещё не гарантируется и не обеспечивается, если Советская власть практически не выстроена и не работает (не осуществляет самоё себя) как #субъект_производственных_отношений снизу вверх — от самих непосредственных производителей, каковыми являются пролетарские и полупролетарские массы коренных народов России.

 А каково первичное, то есть базовое, «низовое» (коль речь идёт в системе исчисления координат социального пространства Советской власти «снизу вверх») звено (основная ячейка) Советской власти как действительного субъекта производственных отношений?

 Таким первичным, базовым звеном (основной ячейкой) Советской власти является первичное, базовое звено самоорганизации пролетарскими и полупролетарскими массами коренных народов России самих себя в класс для себя — в Советскую власть (это опять тавтология).

 И каково это базовое звено (основная ячейка) самоорганизации пролетарских и полупролетарских масс в класс для себя, если не трудовой коллектив в точном смысле слова коллектив (не совокупный рабочий, а именно коллектив наёмных работников)?

 Какова общественная (институциональная) форма самоорганизации трудового коллектива?

 Неужели — это профсоюзная ячейка? Ничуть, ибо #профсоюзы — это буржуазная институциональная форма социальной организации, а речь идёт именно о пролетарской институциональной форме социальной организации.

 Первичным, базовым звеном (основной ячейкой) пролетарской институциональной формы социальной организации может быть только такая форма, которая по своему существу тождественна фабрично-заводскому комитету, рождённому пролетариатом России. Именно #фабрично_заводские_комитеты создали #Советы как свою — пролетарскую — институциональную форму социальной самоорганизации в класс для себя.

 Почему не ФЗК только, а все формы, тождественные по своему существу ФЗК?

 Потому что есть огромное количество домашних хозяек и хозяев, принадлежащих к пролетарским и полупролетарским народным массам, а равно и самозанятых, включая индивидуальных предпринимателей, а также малых предприятий, которые, вне всякого сомнения, являются непосредственными производителями не только вообще, но и занятыми в подлинном материальном производстве человека как человека.

 И по мере закономерного, необходимого и неизбежного выхода человека из непосредственного процесса материального производства, обусловливаемого прогрессом производительных сил, количество таких непосредственных производителей будет закономерно возрастать.

 Они не только не могут быть дискриминированы Советской властью, но и должны стать, и станут подлинным органическим моментом, неотъемлемым атрибутом материальной основы, базиса Советской власти, в том числе и как субъекта производственных отношений.

 Поэтому и они не только вправе, но и неизбежно своим собственным живым творчеством создадут новые, прежде не известные в истории, #пролетарские_институциональные_формы_первичной_социальной_организации в класс для себя, то есть в единую и всеобщую Советскую власть на территории всей России.

 Однако в условиях, когда общественное производство ещё не стало непосредственно коллективным производством, а является всего лишь опосредствованно коллективным производством, ни эта базовое звено (основная ячейка), ни производные от их соответствующей территориальной системы Советы сами по себе, то есть в отдельности, не могут быть непосредственными субъектами производственных отношений.

 Ни ФЗК (условно будем называть так все институциональные формы первичного звена Советской власти), ни Совет (республиканско-областной или всероссийский Съезд Советов, например) любого уровня не может непосредственно быть субъектом производственных отношений ни на отдельном предприятии, ни на конкретной территориальной части Советской России, ни на территории Советской России в целом.

 Почему не может быть?

 Не может быть не только потому, что #частные_институциональные_формы социальной организации обособленных частей материального производства в особой (Советской) общественной форме финансового капитала ещё не упразднены, особенно на начальных ступенях развития Советской власти.

 Ни ФЗК, ни Совет любого уровня не может быть субъектом производственных отношений также и потому, что этим субъектом производственных отношений является исключительно и только Советская власть как целое, в целом, а не отдельные её части или органические моменты.

 В противном случае целое подменяется теми или иными его частями, вследствие чего этой самой подменой тут же начинается процесс превращения действительной Советской власти в симулякр Советской власти.

 Но одновременно с этим каждое первичное звено (основная ячейка) Советской власти, каждый Совет любого уровня органически участвует в формировании, организации исполнения, контроле за исполнением и в оперативном (текущем) регулировании исполнения властной воли Советской власти как действительного субъекта производственных отношений материального производства, да и духовного производства тоже.

 Каждое первичное звено (основная ячейка) Советской власти, каждый Совет любого уровня органически участвует во всём этом не только в части, непосредственно касающейся своей территории, но и в целом, то есть во всех частях, касающихся всех территорий и всей суверенной территории Советской власти.

 Однако это участие лишь только в пределах полномочий частного собственника, непосредственно оставшихся (ибо добровольно согласованных самими этими ФЗК и им подобными формами, Советами соответствующих территорий и уровня) в распоряжении данного конкретного органического момента своего (конкретной институциональной формы Советской власти), является непосредственным осуществлением этой конкретной совокупности полномочий частного собственника.

 Что касается органического участия в осуществлении всех иных полномочий частного собственника, то есть полномочий всех иных конкретных институциональных форм Советской власти как частного собственника (= частного производителя = честного потребителя), закреплённых самой Советской властью за ними на соответствующей ступени своего развития, то оно (участие) осуществляется ими опосредствованно через всю систему Советов.

 Все эти #институциональные_формы_социальной_организации Советской власти как субъекта производственных отношений и полномочия каждой из этих институциональных форм как частного собственника подлежат политическому и юридическому оформлению и закреплению, то есть посредством текущего регулирования политической и правовой общественной практики осуществления Советской властью самоё себя.

 Но и это далеко ещё не все #принципы_распределения_собственности в условиях Советской власти, ибо есть ещё и такое выражение власти над материальным и духовным производством, как управление, о котором пока прямо ничего не сказано.

Главные принципы организации управления производством при Советской власти.

Поскольку Советская власть есть распределённая органически целостная система институциональной власти действительного субъекта производственных отношений, постольку и Советская власть как система управления общественным воспроизводством также есть #распределённая_система_управления .

 Главным принципом построения Советской власти как распределённой системы управления (будь то процессом опосредствованно коллективного общественного производства, будь то частной собственностью) может быть только принцип соответствия уровня субъекта управления общественному месту и роли объекта управления в общественном воспроизводстве Советской власти.

 Если объектом управления являются, например, процессы добычи и переработки полезных ископаемых общенационального и мирового значения, то субъектом управления этим видом производства должна быть Советская власть в её целом.

 Но это не значит, что все предприятия, осуществляющие данный вид производства, как объекты недвижимости, а также как индивидуальные процессирующие финансовые капиталы должны быть исключительно и только объектом собственности всероссийской.

 Ибо последнее ограничивает не только эффективность применения производительных сил, но и подавляет развитие живого творчества масс, творческой и предпринимательской инициативы и социальной (во всех её общественных формах) ответственности тех общественных индивидов, которые способны и готовы к непосредственному управлению такими объектами, а равно и фактически осуществляют это управление.

 Если будет иметь место последнее, то вследствие него не снимается, но воспроизводится отчуждение человека от власти (собственности) и его самоотчуждение от своей родовой сущности (природы), тормозится, вплоть до полного застоя и последующей социальной катастрофы, весь процесс общественного развития Советской власти.

 Вторым принципом, дополняющим первый принцип, построения распределённой системы управления является принцип, аналогичный, например, германскому или шведскому принципу «собственность для всех», но преображённый Советской властью.

 Этот принцип предполагает предоставление всей необходимой полноты полномочий по управлению процессом применения индивидуально обособленного процессирующего финансового капитала (предприятия) для создания новых технологий и производств или (и) для текущего (обычного) производства соответствующих товаров тем субъектам (агентам) управления, которые этого не только хотят, но и способны на это.

 Но #советский_принцип_собственность_для_всех, не говоря уже об институте общероссийской или республиканско-областной «частной» собственности (= частного производства = частного присвоения = частного потребления), предполагает опосредствованное участие в управлении соответствующими объектами множества иных субъектов управления общероссийского, республиканско-областного, городского (районного), поселенческого и базового уровня — ФЗК и тождественные ему по существу институциональные формы.

 Юридические институты опосредствованного участия в управлении объектами управления подлежат определению и регулирования на всех уровнях социальной организации Советской власти.

 Это #процесс_юридического_регулирования практики осуществления советского принципа «собственность для всех», опять-таки, начинается и идёт снизу вверх, и только затем — сверху вниз.

 И эти итерации будут продолжаться до тех пор, пока не будут найдены максимально эффективные для Советской власти на соответствующей ступени её развития способы опосредствованного участия всех органических моментов действительного субъекта производственных отношений в управлении соответствующими объектами.

 

(продолжение следует)

Василиев Владимир, 18 ноября 2020 года.

https://vasiliev-vladim.livejournal.com/184212.html