Автор: Дитерих Хайнц
ROOT Категория: Единая Европа
Просмотров: 803

11.12.2009 Профессор социологии Хайнц Дитерих (Heinz Dieterich) о полностью подвластных США немецких элитах после 1945 года и современном желании европейских элит сделать Евросоюз в перспективе одной из мировых сверхдержав наряду с США, Китаем и Индией.

 

 

 

 

Социализм 21 века является проектом такого общественного государственного устройства, в котором главными принципами являются

1.  базовая демократия (в противоположность представительной и парламентарской)

2.  эквивалентная экономика (в отличие от рыночной экономики).

Термин "Социализм 21 века" введён Хайнцом Дитерихом, издавшем одноимённую книгу (1996). Книга базируется на идеях Арно Петерса. Переняв у Хайнца Дитериха термин "Социализм 21 века", президент Венесуэлы Уго Чавес сделал его своим политическим лозунгом и политической программой социалистических реформ в Венесуэле. Концепт "Социализма 21 века" очень популярен во многих странах Латинской Америки, в том числе и на Кубе.

 

 

Дитeрих предлагает постройку четырёх основных институтов:

 

  1. Экономика эквивалентности, которая должна быть основана на марксистской трудовой теории стоимости и которая демократически определена теми, кто непосредственно создает стоимость, вместо рыночно-экономических принципов;
  2. Демократия большинства, которая использует референдумы, чтобы решить важные вопросы, затрагивающие все общество;
  3. Основная демократия, основанная на демократических государственных институтах в качестве законных представителей общих интересов большинства граждан, с уместной защитой прав меньшинства;
  4. Критический и ответственный субъект, рационально, этично и эстетически независимый гражданин.

 

Эти Институты Нового Исторического Проекта опираются на фундаментальные столпы реальной демократии, региональное сотрудничество (формируя «региональные блоки общественной власти») и права рабочих.

Согласно Дитeриху, существующее общество должно быть заменено «качественно отличной системой». «Программа Социализма 21-го столетия включает обязательный революционный компонент.»[4] Эта революция, однако, должна быть постепенным процессом, который не использует насилие, и если учесть тот факт, что институты, которые мы имеем теперь, являются результатом тысяч лет проб и ошибок. Из-за этого они не могут быть изменены от и до, ибо реальность показывает что в таких случаях происходит. Согласно Дитeриху, люди это не крысы в лаборатории. Каждая крупномасштабная социальная революция, которая хочет быть успешной, должна быть результатом хорошо информированного убеждения о льготах и преимуществах проекта, а не применением путем репрессии. Эта революция будет следовать из нынешней реальной демократии, чтобы обеспечить власть, образование, научные знания об обществе и международном сотрудничестве.

Политэкономия Арно Петерса.

С 1983 года Петерс начал работать над теорией Эквивалентной Экономики. Целью Петерса являлось создание такой экономической системы, которая удовлетворяла бы потребности всех людей. Петерс считал, что как мировая, так и локальная экономика ориентируется не на реальные нужды и потребности людей, а на спрос и предложение с целью получения выгоды (прибыли). Однако отсутствие платёжеспособного спроса не отменяет наличие реальной потребности в товаре или услуге. Петерс видел главную задачу существования экономики в удовлетворении потребностей людей. Следуя Аристотелю, Петерс разделяет экономику на базисную, направленную на удовлетворение потребностей, и хрематистику — получение дохода из самих денег (прибыли из капитала).

В качестве альтернативы капиталистической экономике Петерс предложил модель «Эквивалентной экономики», в которой товары и услуги обмениваются не на основе денежной цены, а на основе стоимости. Вслед за Давидом Рикардо, стоимость любого товара или услуги Петерс определяет как сумму всего рабочего времени человека, вложенного в данный товар или услугу. Время труда, затраты рабочего времени — и есть стоимость произведенного товара или услуги. Петерс считал, что обмен товарами и услугами должен происходить в строгом соответствии с потраченным на их производство рабочим временем, вне зависимости от рода и вида работы: стоимость 8 часов времени директора фабрики строго равно стоимости 8 часов работы слесаря или уборщицы. Объективность масштаба измерения стоимости товаров и услуг — время — делает его универсальным. По мнению Петерса, этим обеспечивается справедливое распределение товаров и услуг не только внутри общества, но и между странами. Для подсчета стоимости конечного продукта или услуги Петерс разработал специальную матрицу (так называемая Роза Петерса), в которую загружается время труда отдельных участников производства.


Следствия «Эквивалентной экономики»:[7]

  • временные колебания цен при постоянном уровне потребности в товарах и услугах отсутствуют
  • отсутствие спекуляций деньгами и товарами, вызывающие случайное или несправедливое распределение богатств
  • невозможность экономических и финансовых кризисов
  • автоматическое упразднение разделения общества на классы или на бедных и богатых
  • сближение уровней жизни индустриальных и неразвитых стран в процессе торговли ввиду отсутствия возможности у капитала влияния на экономику, политику и социальные сферы неразвитых стран
  • вопрос частной собственности отпадет сам собой, так как размер частного имущества будет определяться

исключительно количеством отработанного рабочего времени, которое естественно ограничивается длительностью человеческой жизни.

  • экономическая и социальная стабильность общества

Препятствием для полного раскрытия эффективности эквивалентной экономики Петерс видит в ограниченных возможностях отдельных стран производить для внутреннего потребления абсолютно все требуемые товары и услуги. Только обмен товарами и услугами на глобальном уровне по принципу эквивалентности может полностью раскрыть эффективность данной модели экономики. Для осуществления этого необходимо планирование экономики на локальном, региональном и глобальном уровнях.

В 2000 году Петерс дополнил свою теорию элементами IT-Социализма. Совместно с Конрадом Цузе, изобретателем первого в мире комьпютера, Петерс считал полезным применить мощные современные компьютеры для решения задач планирования, управления и расспределения в плановой экономике будущего социалистического общества. По этим представлениям, в плановой экономике большинство экономических процессов управляется из одного центра, что делает производство, управление и распределение товаров и услуг в соответствии с требованиями общественных реалий крайне затруднительным или невозможным. Все эти задачи, по мнению Петерса, способны решить современные информационные технологии и компьютеризация производства и управления. В центре управления комьютеры должны собирать и обрабатывать информацию, присланную другими компьютерами из всех крупных, средних и мелких секторов экономики. По мнению Петерса, неудачный опыт планирования экономики в бывших социалистических странах объясняется именно сверхсложностью планирования, введение которого было несвоевременным в условиях неразвитых информационных технологий.

Латиноамериканский социализм 21 века в исторической перспективе