Автор: Афонасин Е.В.
Гностицизм Категория: Афонасин Евгений Васильевич
Просмотров: 539

Речь идет о зарождении христианской философии от первых апологетов до Оригена и той роли, которую сыграла традиционная эллинская философия (каковой в это время был так называемый средний платонизм, основательно сдобренный стоицизмом и возрождающимся на рубеже эр пифагорейством) в становлении христианской и гностической теологической доктрины. Следовательно, а данном исследовании такое сложное и многоплановое явление как античный гностицизм исследуется не в полном объеме, но только в связи с историей христианского платонизма. По этой причине достаточно мало говорится о таких, например, явлениях, как гностический ритуал или гностическая этика и политическая теория, «гностические исследования» еще только формируются как отдельная отрасль историко-философской науки и пока не в праве давать окончательные ответы.


 Бестиарий (от лат. bestia, «зверь») —  средневековый сборник зоологических  статей (с иллюстрациями), в которых  подробно описывались различные животные, чаще вымышленные,  мифологические 

Абраксас — воин в доспехах, по крайней мере в верхней части тела. В одной руке он держит плеть — символ власти, в другой — круглый щит. Однако вместо ног мы видим у абраксаса два змеиных туловища, а сверху — голову петуха

Его изображение как талисман было принято алхимиками, которые носили на груди медальоны с человеке петухозмеем ... 

     Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия), Абраксас - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «Абраксас» семи греческих букв (1+ +2+100+1+60+1+200) даёт 365- число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). «Космический» характер семёрки, как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени Абраксаса смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя Абраксас и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног), известный по изображениям на геммах-амулетах, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества. В литературе 20 в. («Семь проповедей к мёртвым» К. Г. Юнга, «Демиан» Г. Хессе) к символу Абраксаса обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души... 

Как писал об Абраксасе Юнг, этот «новый бог», «блистающий, словно лев, мгновенно раздирающий свою жертву, прекрасный, как весенний день», Абраксас — Пан, Приап, монстр подземного царства, клубок крылатых змей, истинный Гермафродит, «святой творец», любовь и убийца любви, святитель и его предатель, «наиярчайший свет дня и самая мрачная ночь безумия». «Увидеть его — значит ослепнуть, узнать — сойти с ума, почитать его — найти смерть, бояться его — мудрость, а спасение возможно, если не противостоять ему». В конце «Семи проповедей к мертвым», после оды Абраксасу, автор делает вывод: «В мире том принадлежит человек Абраксасу, который его, человека, и мир порождает либо поглощает».

Как имя Абраксаса, так и его иконографический образ, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества.

Образ гностического бога, символизирующий Первичные энергии творения, прошел длинный путь развития. Следует отметить, что, в отличие от «настоящих» язычников, гностики считали своих «богов», «архонотов» и «эонов» прежде всего символами невыразимой духовной реальности, поэтическим приближением к описанию их природы.

____________________________________

 Попробуем проанализировать изображения Абрасаксов, доступные в сети интернет, прокомментировать их и, если получится, сделать выводы относительно их происхождения, семантики и культурологического значения

____________________________________

Олег Давыдов. Места силы. Шаманские экскурсы. Юнг. Наставления мертвым (Абраксас)

____________________________________