Автор: Леонидов-Филиппов А.
Либерализм сквозь призму паразитологии Категория: Леонидов (Филиппов) Александр Леонидович
Просмотров: 1464

 

04.10.2014 Мотивационно-поведенческая мутность

 

Каждый из нас, кто живет в нашу бурную эпоху стремительных перемен, отчетливо видит, что поведение людей бывает остро-осмысленным, мутно-мотивированным, или совершенно бесцельным, доходящем до суицидальности в своих путаных мотивациях. Достаточно напомнить читателю ретроспективу советских и пост-советских художественных фильмов, чтобы объяснить примером, что мы имеем в виду. Герои сталинского кинематографа - труженики и победители, демонстрируют нам обостренную осмысленность поступков. Они ничего не делают бездумно, бестолково. Герои в фильмах позднесоветского кинематографа словно бы "заболевают" странностями и нелепостями в поведении. Из года в год кинопленка с равнодушием автомата фиксирует ПОМУТНЕНИЕ поведенческих мотиваций советского человека.

 Он ещё отнюдь не антисистемен (цензура просто не пропустила бы отчетливых антисоветских ноток) - но он, оставаясь "правоверным" гражданином - год от года все меньше понимает смысл жизни, становится все расхлябаннее.

Его оценки из четких делений всего в мире на черное и белое становятся "множественными оттенками серого". Позднесоветский киногерой любит порассуждать о том, что "все не так однозначно", что нет ни героев, ни злодеев, а есть люди, попавшие в разные обстоятельства.

Этот процесс (в "перестроечном" кино завершенный абсолютно суицидальным распадом личности, пропагандой самоубийства) отчетливо виден в ретроспективе как отечественного, так и голливудского кинематографа.

У американцев, как ни странно, шли (правда, с иной скоростью и динамикой) те же процессы "РАЗЛОЖЕНИЯ ОДНОЗНАЧНОСТИ" мотивов и оценок поведения.

Американский киногерой в 70-х годах ХХ века с советской точки зрения несколько подловат и распущен, но лишь поверхностно: по сути он "вполне себе герой" - укладывающийся (с поправкой на американизм) в общечеловеческие представления о подвиге, героизме, достоинстве и т.п. 

Из этого следует, что в мире второй половины ХХ века происходили социопсихические сдвиги, которых вообще не понимали господствующие политические системы как на Западе, так и на Востоке. 

Человек, достаточно ясно и светло смотревший на мир ещё в 50-х годах ХХ века, обрел непонятно с чего (для политиков) особую психологическую "катаракту". 

Его взгляд на мир и на все события стал мутным и расплывчатым, ему трудно стало оценивать мелкие детали, а потом - и крупные контуры реального мира. Это явление социопатология называет "мотивационно-поведенческой мутностью". И кроме социопатологии, некому больше изучать это явление...

+++

Мотивационно-поведенческая мутность - симптом надвигающегося краха общества. Проявления МПМ на удивление сходны в разных обществах, очень не похожих друг на друга. 

Если мы посмотрим на Российскую Империю начала ХХ века или СССР во второй половине ХХ века, при всем их несходстве мы обнаружим одну и ту же картину замутнения поведенческих мотивов: люди плохо понимают то, что делают, и плохо делают то, что понимают. 

Возникает особое, пассивное сопротивление идеалам - отличающееся от активного неосознаным и неагрессивным игнорированием этих идеалов, отделением себя от них, эмансипацией частной бытовой жизни от общественных идеалов.

В состоянии пассивного сопротивления человек не противодействует идеалам своего общества, а вообще их не замечает, живет вне и помимо них, не вступая с ними ни в конфликт, ни в союз.

Так возникает состояние социопсихической разряженности, "нейтрализма", опасного утратой сопротивления агрессивным средам и поглощением общества конкурирующими с ним сообществами.

При этом человек отнюдь не враг системе. Он либо вообще не понимает своей связи с системой, либо ведет борьбу за "право на личную жизнь", не понимая, что отстаивает на самом деле личную смерть. Идеальное состояние системы мы называем термином Л.Гумилёва "пассионарность" - понимая под пассионарностью полное совпадение устремлений личности с устремлениями общества.

Если каждая личность (или подавляющее их большинство) страстно желают того же самого, что провозглашает и государство в целом - рождается состояниие пассионарности народа (которое Гумилёв объяснить не смог и в итоге связывал с какой то мистификацией "космических лучей"). 

Когда личная цель отдельной личности целиком и полностью совпадает с целью всей системы, вместе взятой - эта личность пассионарна, а общество, переполненное такими личностями - пассионарное общество.

По мере того, как цель, заявленная широкоформатными лозунгами на центральных улицах, начинает раздражать и отталкивать, заставляет скучать и тосковать отдельные личности с отдельно взятыми поведенческими мотивациями - пассионарность общества сокращается, монолит общества покрывается микротрещинами взаимного недоверия личности и системы. 

Общество теряет свои двигатели, и за счет их веса наращивает удельный вес социального балласта, становится более ломким, менее ударопрочным, у него снижаются и скорость и мощность действий.

+++ 

По всей видимости, есть необходимость говорить о законе "достаточной связи" с основным приоритетом (он же - системообразующая аксиома) общества для выживания общества.

"Согласно закону достаточной связи" всякое действие должно кроме непосредственной мотивации иметь сверхмотивацию - служение высшему идеалу данного общества. 

Действия, предпринимаемые без всякой связи с основопологающими приоритетами системы - приводят к явлению "мотивационно-поведенческой мутности", последствием которой является нарастающая бессмысленность общественных практик. 

Если элементы системы, действуя, не имеют в виду интересы всей системы в целом, то они превращаются в разрушителей (в лучшем случае - балласт) системы. 

Общество, как система, требует постоянного учета своих основных приоритетов в бытовых практиках во избежание мотивационно-поведенческой мутности.

 

А. Леонидов-Филиппов.; 4 октября 2014

http://economicsandwe.com/C432234C496D8E7B/