Автор: Бем А.Л.
Достоевский Фёдор Михайлович Категория: Бем Альфред Людвигович
Просмотров: 277

Статьи А.П. Бема под общим заголовком "У истоков творчества Достоевского: Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Толстой и Достоевский". Комментарии к статьям. Содержание пражского трехтомника Бема А.Л.

Из предисловия:

Достоевский глубоко проникал в художественный замысел произведений, чем-либо приковавших к себе его внимание; он с поразительной интуицией вживался в художественные коллизии, которые вставали перед ним, и по-своему переосмысливал их. Для него чужое художественное творчество часто было отправной точкой собственных построений, как бы оселком, на котором он пробовал свои силы.

В связи с этим приобретает значение один вопрос большой принципиальной важности. Обычно склонны утверждать значительную зависимость Достоевского от писателей западных. В последнее время особенно сильно выдвигается именно эта точка зрения. Влияние немецкого романтизма — Гофмана и Шиллера, влияние французского авантюрного романа, воздействие Гюго, Жорж Занд и Бальзака — вот круг тем, которыми полны работы последних лет о Достоевском*. Нельзя отрицать, что работы эти в большинстве случаев опираются на фактический материал и многое в них весьма убедительно. И все же здесь что-то упущено; упущено то главное, без чего вообще нельзя понять литературного развития. Я имею в виду ту национальную почву, на которой развивается литература, ту преемственность, которая прежде всего основана на связи с литературой родного народа. Как бы велико ни было влияние иностранных писателей на формальное и идейное развитие творчества Достоевского, оно не может идти в сравнение с той силой воздействия, которая оказывалась на него предшествующей русской литературой. Достоевский прежде и раньше всего должен быть понят как явление русского литературного развития"

Юрий Иванович Селиверстов. Графический цикл "О Великом инквизиторе".