Автор: Пыжиков А.В.
Раскол Категория: Пыжиков Александр Владимирович
Просмотров: 3719

Монография доктора исторических наук (648 с. !) Александра Владимировича Пыжикова «Грани русского раскола» представляет собой попытку посмотреть на отечественную историю с учетом тех религиозных потрясений середины ХVII века, следствием которых стал разрыв религиозно-общественной ткани России. С точки зрения автора, значимость старообрядческого раскола для всего российского социума в последующие столетия не вполне осмыслена до сего дня.


 Объектом изучения в данной работе стал не сам старообрядческий раскол в его религиозной специфике, а те поистине тектонические сдвиги в истории русского общества, к которым он привел. Автор считает такую исследовательскую оптику весьма перспективной, поскольку она позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, известные исторические факты и процессы.

Период открытого противостояния между принявшими «новины» патриарха Никона и приверженцами старого обряда, как известно, завершается к концу ХVIII столетия поражением последних. Никонианская версия православия становится идеологией имперского государства, а староверие постепенно исчезает из публичного пространства, которое определяли правящие элиты. Однако старообрядческий мир, оказавшийся вне поля зрения общества, продолжал существовать, опираясь на собственные основания и направляя свои внутренние ресурсы на поддержание жизни сообщества ревнителей древнего благочестия.

В книге показано, как это сообщество постепенно превращается в хозяйственную корпорацию, поскольку костяк купеческой буржуазии составляли именно выходцы из раскольнической среды. Обретя экономическую мощь, они стали пытались встроиться в правящие элиты, причем отнюдь не на второстепенных ролях. Этому во многом способствовали националистические настроения Александра III, в царствование которого староверческое сообщество переживало своего рода конфессиональный ренессанс. В экономическом же смысле – и это главное – старообрядческое купечество начало претендовать на «контрольный пакет» российской экономики, считая, что оно имеет на это полное право.

Однако корректировка экономического курса, связанная со стремлением России войти в сложившиеся рынки международного капитала, кардинально изменила хозяйственный климат страны. Сделав приоритетом иностранные инвестиции, государство перестало видеть в местной купеческой буржуазии главный локомотив развития. Потеря устойчивости и перспектив предопределила переход последней на новые политические позиции. Решительно отбросив верноподданническую риторику, купеческая элита – в конфессиональном отношении староверческая – сделала ставку на либерально-конституционные ценности, увидев в их распространении и утверждении действенный способ ограничения самодержавия и обуздания всесилия бюрократии. Последние два десятилетия империи представляют собой борьбу царизма с набравшим силу общественно-либеральным движением, которое, с точки зрения автора, в значительной степени подогревалось именно старообрядческой буржуазией. Этот тезис автор подкрепляет многочисленными свидетельствами, а также архивными документами.

Главный нерв исследования состоит в указании на то, что развернувшийся в начале ХХ века конфликт российских элит имел, в том числе, и глубинные исторические причины, восходящие к религиозному расколу в обществе. Промышленники и предприниматели, принадлежащие к старообрядческому конфессиональному сообществу, в борьбе за первенство бросили вызов «никонианскому» государству. И таким образом раскол ХVII века, имевший преимущественно религиозный характер, спустя двести с лишним лет, а именно к 1917 году, привел к образованию гигантской пропасти в обществе, из глубин которой вырвались и те силы, которые позднее отправили в небытие не только империю и ее элиты, но и весь русский капитализм.

Фонд «Русское либеральное наследие»